Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 99 комбинированного вида «Домовёнок» г. Орска» 462430 г. Орск, Оренбургская область ул. Добровольского д. 21 «А» тел. 8(3537)40-06-18, 40-13-43 E-mail: orsk-mdou-99@yandex.ru X подписано цифровой подписью Телеш Н.Г. ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 5 от «20» мая 2022 г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОАУ «Детский сад № 99 «Домовенок» г. Орска ______________Н.Г. Телеш Приказ № 28/1 от «20» мая 2022 г. Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Обучение технике и приёмам лепки из теста» Возраст детей – 3 -7 лет Срок реализации – 1 год (с 01.09.2022 г. по 31.08.2023 г.) г. Орск, 2022 г. 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I. Целевой раздел программы 1.1. Пояснительная записка 1.2.Цель и задачи реализации программы 1.3.Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы стр.3-4 стр. 4-5 стр. 5 1.4.Этапы реализации программы стр. 5-6 1.5. Принципы и подходы к формированию программы 1.6.Интеграция с другими образовательными областями 1.7.Планируемые результаты освоения программы 1.8.Структура занятия стр.6 стр.7 стр.8-9 стр.9 II. Содержательный раздел Программы 2.1. Календарно-тематическое планирование Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа 2.2.Информационно - методическое обеспечение программы 2 стр.10-15 стр16-21 стр.21-27 стр.27-31 стр.32 I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа разработана и реализуется в МДОАУ № 99 «Домовенок». Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 29.12.2017г.), • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», • Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с изменениями, внесенными: приказом Минпросвещения России от 05.09.2019 № 470; приказом Минпросвещения России от 30.09.2020 г. № 533, • Постановление администрации города Орска Оренбургской области от 29.12.2017г. №7281-п «Об утверждении тарифов на платные услуги муниципальных организаций города Орска, осуществляющих образовательную деятельность, подведомственных управлению образования администрации города Орска», • Устав МДОАУ «Д/с № 99 «Домовенок». • Конституция РФ. • Конвенция о правах ребенка (1989 г.). Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления, помогает снятию эмоционального напряжения, усталости. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. 3 Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка эстетически. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика. Актуальность Все дети любят лепить. Им интересен сам процесс и результат. С помощью простого и доступного материала как соленое тесто можно сделать много интересного: забавную фигурку, игрушку, украшение. Готовое изделие ребенку интересно потрогать, повертеть, поиграть с ним, подарить и, конечно, похвастаться: "Это я сделал сам!" Создавая оригинальное произведение, полезную вещь собственными руками, украшая свое жилище, ребенок чувствует себя значимым в этом мире, вносит в него частичку своего "я". Своими корнями лепка из теста уходит в далекое прошлое и тесно связана с народными обычаями, праздниками, домашним укладом. Встречая весну, обычно выпекали вылепленных из теста птичек. Когда на Руси вошло в обычай празднование Нового года, люди стали дарить друг другу фигурки, изготовленные из соленого теста. Их преподносили молодоженам, потому что они несли в себе особый смысл - символизировали богатство и благополучие в семье. Ведь хлеб и соль всегда присутствовали на любом столе. Отсюда и название таких фигурок - "хлебосол". Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка. Умение наблюдать, выделять главное, характерное. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка. Воспитывает такие качества, как самостоятельность, целенаправленность в выполнении работы, умение довести работу до конца. Говоря о тестопластике, необходимо отметить функциональные особенности данного материала – теста. Оно пластично, но не так сильно пачкает руки как пластилин. 1.2. Цель и задачи реализации Программы Цель: развитие художественных, творческих способностей у дошкольников в процессе занятий тестопластикой. Задачи : Образовательные: 1. Познакомить со способами и приёмами лепки из соленого теста; 2. Учить соблюдать правила техники безопасности; 3. Учить стремится к поиску, самостоятельности; 4 4. Учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов и композиции. Развивающие: 1. Развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций; 2. Развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером; 3.Формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию; 4. Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения. Воспитательные: Воспитывать ответственность, самостоятельность при выполнении работ. 2. Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий. 3.Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной деятельности; 4. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой. 1. 1.3. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы Программа рассчитана на детей 3 - 7 лет. Занятия проводятся 1 раза в неделю (в младшей группе – 15мин.; в средней группе – 20 мин.; в старшей группе – 25; в подготовительной группе - 30 мин.) Это полезное и очень увлекательное занятие поднимает настроение. Такой вид деятельности имеет массу преимуществ для ребенка: развивает мелкую моторику рук (что ускоряет становление речи); улучшает эмоциональное состояние ребенка; развивает воображение и мышление; помогает видеть целое раньше частей; способствует своевременному психофизиологическому взрослению; помогает накапливать сенсорный опыт тактильных ощущений; прививает ценностное отношение к человеку, его труду, культуре; учит взаимодействовать и быстро адаптироваться в социуме. 1.4.Этапы реализации программы Целостный процесс обучения лепке из теста можно разделить на три этапа: 1.Подготовительный -Знакомить со свойствами теста, способом его приготовления. -Освоить приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней. -Освоить приёмы вдавливания, раскатывания и выдавливания теста; -Освоить приёмы прищипывание, отщипывание маленького кусочка теста. -Научить работать на ограниченном пространстве. 2.Основной - Научить основным приёмам работы из целого куска теста, из отдельных частей, 5 создание образов. - Уметь использовать вспомогательные материалы, для выразительности работ (природный и бросовый). -Научить пользоваться стекой, печаткой, формами для выдавливания, скалкой. -Научить соединять части теста с помощью воды и кисти. -Научить раскрашивать работу гуашью, акварелью, фломастерами и восковыми мелками. -Научить доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы. -Научить участвовать в выполнении коллективной работы. -Научить действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию. 3.Итоговый -Самостоятельно решать творческие задачи. -Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности. 1.5. Принципы и подходы к формированию программы Принципы построения работ От простого к сложному. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой. Научность. Доступность. Системность знаний. Воспитывающая и развивающая направленность. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков. Активность и самостоятельность. Учет возрастных и индивидуальных особенностей. Методические приемы • показ технологических приемов. • рассматривание игрушек, скульптуры и т.д. • рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д. • игровые приемы (приход героя и др.). • упражнение в навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки.) Дидактический материал: • аудиозаписи. • использование образцов.(муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты). • использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.). Методы и приемы обучения. Последовательное знакомство с различными видами лепки: Конструктивный - при этом способе лепки образ создается из отдельных частей. Скульптурный (пластический) - изделие лепится из целого куска. Комбинированный - этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный 6 Рельефная лепка - поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости. Модульная лепка - этот способ напоминает составление объемной мозаики или конструирование из одинаковых деталей. Словесный метод: Беседа, рассказ; Объяснение, пояснение; Вопросы; Словесная инструкция Наглядный метод: Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, игрушки, скульптурные изделия) Показ, выполнение работы (частично, полностью); Техническое оснащение. Ингредиенты для изготовления теста (мука, соль, вода), Инструменты для лепки (стеки, подкладные доски, колпачки от фломастеров, пуговицы и другие материалы для декорирования поделок). Инструменты и материалы для раскрашивания (краски акварельные, гуашь, кисти, стаканчики для воды). 1.6.Интеграция с другими образовательными областями: 1. Социально — коммуникативное развитие: развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование патриотических чувств; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. 2. Познавательное развитие: формирование целостной картины мира; расширение кругозора в сфере творчества; формирование элементарных математических представлений; способствует усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении; расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений. 3. Речевое развитие: практическое овладение воспитанниками нормами речи, использование для обогащения словарного запаса художественных произведений и художественного слова; развитие коммуникативной функции речи. 4. Художественно — эстетическое развитие: использование музыкальных произведений для обогащения содержания области деятельности, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; изготовление скульптур по впечатлениям просмотренных сказок. 5. Физическое развитие: предупреждать нарушение осанки использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации глаз и развития мелкой моторики рук. 7 1.7.Планируемые результаты освоения Программы Согласно пункта 3.2.3. ФГОС дошкольного образования «…при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с подгруппой обучающихся». Результативность, эффективность программы можно выявить путем наблюдений, мониторинга. В результате кружковой работы дети научаться: 2 младшая группа: отделять от большого куска небольшие комочки раскатывать комок теста прямыми движениями; раскатывать комок теста круговыми движениями; сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца; соединять концы; сплющивать между ладонями комок теста; соединять 2-3 знакомые формы; защипывание краев формы кончиками пальцев Средняя группа: скатывание прямыми движениями; скатывание круговыми движениями; расплющивание; соединение в виде кольца; защипывание края формы; лепка из нескольких частей; соблюдать пропорции; оттягивание части от основной формы; сглаживание поверхности формы; присоединение части; вдавливание для получения полой формы; использование стеки. 8 Старшая группа: лепка с натуры; лепка по представлению; лепка из целого куска; сглаживание поверхности формы; устойчивость изделия; выразительность образа; динамика движения; лепка из нескольких частей; соблюдать пропорции; роспись; налепы; углубленный рельеф; использование стеки. Подготовительная группа скатывание прямыми движениями; скатывание круговыми движениями; расплющивание; соединение в виде кольца; защипывание края формы; лепка из нескольких частей; соединение водой соблюдать пропорции; оттягивание части от основной формы; сглаживание поверхности формы; присоединение части; прижимание; примазывание; работа со стекой 1.8. Структура занятия Данная программа рассчитана на 1 год обучения, 48 занятий по15- 30 минут (один раз в неделю). Форма обучения – очная. Ведущей формой организации обучения обучающихся МДОАУ является занятие. Форма организации занятий – групповая. Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы будут использоваться аудиозаписи с музыкой, так же будут проводиться физкультминутки. Начиная работу по тестопластике, следует начать с освоения детьми основных приемов и техники безопасности. Структура занятия: -подготовка к занятию (установка на работу); -повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений); -введение в новую тему (показ образцов, приёмы лепки – показ воспитателя); -практическая часть; 9 -итог занятия (готовые поделки сделанные детьми) II. Содержательный раздел Программы 2.1. Календарно-тематическое планирование Младшая группа (3 -4 года) Месяц Тема Сентябрь "Вот так тесто!" (знакомство с тестом) "Вот так тесто!" Печатание из теста Путешествие в круглую страну "Вот весёлый колобок" Цель, задачи Материал, оборудование Знакомить детей с солёным тестом, как художественным материалом, его рецептом, свойствами. Учить сравнивать пластилин и солёное тесто между собой, делать простые выводы. Развивать мелкую моторику рук. Обогащать пассивного словаря прилагательными (мягкий, пластичный, солёный) и глаголами (замесили, раскатали). Воспитывать познавательный интерес. Солённое тесто, пластилин. «Мистер Тесто» (макет) Учить лепить колобок - скатывать комок теста между ладонями круговыми движениями; продолжать воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам; вызывать сочувствие к ним и желание помогать продолжать развивать интерес к лепке. Солённое тесто формочки Солённое тесто Игрушка Колобок; Дорожки бумажные (на каждого ребенка) Роспись "Колобка" Воспитывать аккуратность при Гуашь, раскрашивании готовых фигур. кисти Продолжать знакомить с гуашью, упражнять в способах работы . Печатание собачки Закрепить умение детей работать с Шаблоны, шаблонами. Развивать творческие Солёное способности фантазию. Воспитывать тесто усидчивость, эстетический вкус. Октябрь 10 Гуашь Раскрашивание собачки "Утка с утятами плывут по озеру" (коллективная работа) Раскрашивание утят Развивать воображение, творчество. Палитра Совершенствовать технику росписи кисть фигурок из соленого теста. Закреплять умение рисовать гуашью, смешивать краски. Солёное Учить детей лепить предмет, тесто состоящий из нескольких частей, Макет озера придавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв, хвостик). Развивать интерес к изобразительной деятельности; эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Ноябрь «Калачи из печи» Познакомить с технологией изготовления калача. Продолжать учить работать с тестом. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к истории и традициям культуры. Гуашь кисти Д/и «Откуда хлеб пришёл» Солёное тесто мак Гуашь Раскрашивание калачей Развивать у детей эстетическое поролон восприятие, чувство цвета. Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. 11 Воспитывать усидчивость, упорство, Печатание стремление доводить начатое дело кулонов в до конца. подарок ко "Дню Развивать самостоятельность, Матери” аккуратность; формировать потребность в саморазвитии. Формировать у них желание сделать подарок своими руками; отрабатывать умение работать с тестом. Раскрашивание готовых работ Декабрь «Печатание домиков» Закреплять умение рисовать гуашью, смешивать краски. Развивать воображение, творчество. Совершенствовать технику росписи фигурок из соленого теста. Закрепить умение детей работать со стекой при изготовлении основной детали по шаблону. Развивать творческие способности фантазию процессе украшения домика Дополнительными деталями из теста. Развивать мелкую моторику. Солёное тесто Формочки в виде сердечек Блёстки, бисер Гуашь кисти Шаблоны домиков Солёное тесто Гуашь с Раскрашивание домиков "Ёлочные украшения" Раскрашивание готовых работ Развивать у детей эстетическое блёстками восприятие, чувство цвета. кисть Воспитывать аккуратность при раскрашивания домика. Учить создавать поделку из теста с использованием бросового материала. Учить искать способы украшения игрушки с помощью бросового материала. Развивать воображение. Воспитывать интерес к новогодним традициям. Формировать самостоятельность при раскрашивании изделия из соленого теста красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. 12 Солёное тесто Пайедки, Бисер Гуашь Кисти Январь «Снеговик» (2 эанятия) "Снежинка" "Снежинка" Февраль «Рыбка» «Рыбка» Подарок папе "Открытка" (2 занятия) Развивать художественно творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать знакомить со свойствами теста, соединять детали водой. Упражнять в умении раскатывать длинные, тонкие, ровные полоски. Украшать поделку с помощью стеки или бисера. Вызвать желание придумать свой узор. Солёное тесто Ватные полочки Гушь-блёстки кисть Солёное тесто Стеки бисер Развивать у детей эстетическое Гуашь восприятие, чувство цвета, Палитра использовать холодную гамму цветов кисти для передачи зимнего колорита. Учить лепить конструктивным способом; украшать поделку с помощью стеки или бисера. Вызвать желание придумать свой узор. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Воспитывать аккуратность при раскрашивание рыбки. Создание коллективной композиции с использованием элементов конструирования. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о папе. 13 Солёное тесто Стеки бисер Гуашь кисти Солёное тесто Стеки Гуашь кисти Март "Мимоза" (коллективная работа) Продолжать учить лепить из соленого теста. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке, вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе. Солёное тесто Картон А2 Силуэт веточки мимозы Гуашь "Мимоза" (раскрашивание) "Рамка для фото" Апрель Развивать у детей эстетическое Кисти восприятие, чувство цвета. ШтампыПродолжать знакомить со способами сердечки работы с красками. Раскрывать творческую фантазию детей в процессе работы. Познакомить с приемом вырезания Солёное отверстий при помощи лекал, тесто формочек. Повторить приём Формочки наложения одной детали на другую. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать интерес к творческой деятельности. Роспись «Рамки для фото» Учить расписывать готовые изделия гуашью. Воспитывать художественный вкус. "Пасхальное яйцо" Формировать способность лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику, творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. Продолжать учить детей раскрашивать изделия после просушки. Развивать творческую инициативу в смешивании красок, для получения нужного оттенка; использовать разные дополнительные материалы. Раскрашивание "Пасхальных яиц" 14 Гуашь кисти Солёное тесто Гуашь Кисти Бисер Цветочки из бумаги "Ракета" Роспись ракеты Май «Цветок» Закрепить приемы создания овальной формы. Развивать интерес к лепке и мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с солёным тестом. Солёное тесто Подставка из картона для ракеты Развивать самостоятельность при раскрашивании изделия, выборе материала для раскрашивания. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. Акварель Кисти Фломастеры Формировать способность детей Солёное лепить трехцветные цветочки тесто из дисков разной величины; проявлять самостоятельность при планировании работы. Акварель с Кисти Роспись "Цветка" Продолжать знакомить акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. "Праздничный салют" Солёное Учить работать с шаблоном;украшать тесто работу бисером и пайетками. Воспитывать патриотические чувства Шаблоны Бисер пайетки 15 Средняя группа (4 -5 лет) Месяц сентябрь Тема занятия Знакомство с соленым тестом Волшебное тесто (приемы лепки) «Веселая гусеничка». Раскрашивание поделки. Задачи Познакомить с соленым тестом, его особенностями (мягкое, эластичное), способами замешивания. Формировать навыки безопасной работы при лепке. Материал Оборудование Солёное тесто Игрушка Колобок Познакомить с этапами изготовления изделий и приемами лепки. (Показать готовые работы.) Солёное тесто Готовые поделки их солёного теста Формировать навыки лепки из целого куска (путем вытягивания и сплющивания). Способствовать в закреплении навыков в скатывании шара и колбаски. Солёное тесто Вода в стаканчиках Кисти Развивать у детей эстетическое восприятие и чувство цвета. 16 гуашь кисти Октябрь «Яблоки и груши» Раскрашивание поделки «Колючий ежик» Раскрашивание поделки Ноябрь «Осенний лист» Раскрашивание изделия «Утка с утятами плывут по озеру» (коллективная работа). . Раскрашивание изделия. Формировать навык лепки из Солёное тесто целого куска (путем вытягивания и Тарелочки для сплющивания). поделок Способствовать в закреплении навыков в скатывании шара и колбаски. Развивать у детей эстетическое восприятие и чувство цвета. Гуашь Кисти Учить лепить фигурку ежа скульптурным способом, дополняя природным материалом. Развивать воображение, творчество. Солёное тесто Природный материал (семена) Воспитывать аккуратность Гуашь при раскрашивании готовых Кисть фигур. Познакомить детей с плоскостной Солёное тесто лепкой. Формировать навыки Стеки плоскостной лепки, используя шаблоны, формы и стеку для придания четкости и оригинальности своему изделию. Развивать воображение, Гуашь творчество. Совершенствовать Кисти технику росписи фигурок из Палитра соленого теста. Закреплять умение рисовать гуашью, смешивать краски. Учить лепить утят комбинированным способом лепки. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной деятельности. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Воспитывать аккуратность при раскрашивании . 17 Солёное тесто Макет озера Гуашь кисти Декабрь «Новогоднее украшении» лепка по замыслу. Раскрашивание изделия «Дед мороз» Раскрашивание изделия Январь «Снеговик» Раскрашивание изделия «Домик» Раскрашивание изделия Показать приемы оформления вылепленных фигурок дополнительными материалами. Учить пользоваться стеками для нанесения рисунка на готовые формы. Развивать самостоятельность в правильном подборе цветовой палитры. Воспитывать аккуратность и эстетичность в работе. Солёное тесто Бисер Блёстки Учить использовать знакомые приемы лепки – вырезание по трафарету, скатывание; использовать нетрадиционные приемы (чеснокодавка для изготовления волос) проявлять самостоятельность при планировании работы. Развивать опыт в творческом поиске новых решений в создании композиции. Воспитывать аккуратность при раскрашивании. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Солёное тесто Стеки Ченокодавка Акварель Кисти Гуашь Кисти Клей с блёстками Продолжать знакомить со Солёное тесто способом лепки из шара и конуса. Ватные палочки Поощрять самостоятельность при выборе приема лепки; дополнять поделку бросовым материалом. Развивать воображение, фантазию. Гуашь с Воспитывать самостоятельность блёстками и аккуратность в работе. Кисти Учить использовать знакомые Трафареты приемы лепки – вырезание по домов трафарету, скатывание. Солёное тесто Развивать самостоятельность в правильном подборе цветовой палитры. Воспитывать Гуашь кисти аккуратность и эстетичность в работе. 18 Февраль «Мыши на сыре» Раскрашивание работы. «Рыбки в аквариуме» Раскрашивание работы «Корзина с цветами» Коллективная работа. Раскрашивание работы Март "Бусы и браслеты" Лепка из цветного теста. Оформление поделки. Учить лепить мышку комбинированном способом; дополнять поделку бросовым материалом. Солёное тесто Шаблоны ушек для мыши Стеки Продолжать знакомить со способами работы с красками. Развивать творческую фантазию Гуашь детей в процессе работы. Кисти Палитра Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигурки, прикреплять к основе, украшать налепами. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить со способами работы с красками. Солёное тесто Стеки Раскрывать творческую фантазию детей в процессе работы. Формировать умение комбинировать в работе разные способы лепки: раскатывать тесто ровным слоем, вырезать по шаблону; скатывать шарики и жгутики придавая им нужную форму путем расплющивания и вытягивания. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить со способами работы с красками. . Гуашь Кисти Палитра Солёное тесто Шаблоны цветов Стеки Акварель Кисти Учить смешивания разного по цвету теста и получения совсем нового оттенка; создавать объемные поделки из соленого теста на каркасе – зубочистки; ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм; оформлять поделки. Солёное Цветное тесто Продолжать учить детей Нить оформлять работу, придавая ей Зубочистки законченный вид, 19 используя разные дополнительные материалы. Развивать творческую инициативу в смешивании красок, для получения нужного оттенка. Гуашь кисти Апрель «Медвежонок» Раскрашивание изделия «Корзина с пасхальными яйцами» Коллективная работа Оформление поделки. Учить создавать объемные поделки из соленого теста на каркасе – зубочистки; оформлять поделки. Развивать стремление соблюдать последовательность соединения деталей, разные приемы лепки. Формировать представления об основах техники безопасности. Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Солёное тесто Зубочистки Стеки Закрепить приемы создания овальной формы. Учить искать способы украшения с помощью бросового материала. сверстниками в совместной деятельности. Развивать воображение, творчество. Совершенствовать технику росписи фигурок из соленого теста. Закреплять умение рисовать гуашью, смешивать краски. Корзинка Солёное тесто 20 Гуашь Кисти Гуашь Кисти палитра Май «Цветочная клумба» Раскрашивание работы «Подкова на счастье» Раскрашивание работы Формировать способность детей лепить трехцветные цветки из дисков разной величины. Закреплять умение соединять отдельные части разными способами. Продолжать учить детей оформлять работу, придавая ей законченный вид, используя разные дополнительные материалы. Развивать творческую инициативу в смешивании красок, для получения нужного оттенка. Учить создавать объемные поделки на каркасе, наносить рельефный узор на поверхность изделия, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при раскрашивании и оформлении работы. Развивать эстетическое восприятие и чувство цвета. Солёное тесто Стеки Акварель Кисти Фломастеры Цветная бумага Солёное тесто Стеки Гуашь Кисти Старшая группа (5-6 лет) Месяц Тема Занятия Сентябрь «Тарелка с фруктами». Раскрашивание работы "Гусеничка" Раскрашивание Задачи Материал Оборудование Солёное тесто Упражнять в приемах Стеки скатывания, сплющивания, Вода вытягивания, использовании стеки и природного материала для украшении поделки; вырабатывать умение Гуашь смешивать на палитре Кисти Палитра необходимые цвета. Продолжать учить скатывать Солёное тесто шары различных размеров (от Стеки вода большого к маленькому); создавать из различных по размеру шаров необходимый Гуащь 21 работы "Гусеничка" Октябрь «Колючий ёжик» 2 занятия Раскрашивание поделки «Грибная полянка» 2 занятия Раскрашивание поделки Ноябрь образ; подбирать цветовую кисти гамму для передачи характера. Учить лепить ёжика используя знакомые приёмы лепки. Развивать способность к тонкому восприятию формы, текстуры. Развивать творческое воображение. Воспитывать любовь к окружающему, видеть прекрасное во всем многообразии Учить смешивать цвета получая новые.(Раскрашивать ёжика после просушки, используя чёрный и серый цвет, смешивая краски). Воспитывать аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам. Солёное тесто Стеки,вода Подставки из картона Игрушка Ёжик Гуашь Кисти палитра Учить лепить грибы Муляжи грибов комбинированным способом. Солёное тесто Инициировать творческие проявления Стеки,вода детей при создании поделки. Самостоятельно определять способ лепки. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих Акварель рук. Упражнять в способах работы кисти с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, видеть конечный результат задуманной работы. «Три поросёнка» Учить лепить поросёнка Солёное тесто 2 занятия конструктивным способом; Стеки, вода делить тесто на нужное Иллюстрации к количество частей разной сказки «Три величины, используя стеку. поросёнка» Развивать глазомер, фантазию. Воспитывать аккуратность в работе, интерес к сказкам. 22 Раскрашивание поделки Учить смешивать краски Гуашь, кисти самостоятельно подбирая цвет, палитра смешивать краски для получения нужного оттенка. Развивать у детей эстетические восприятия, чувство цвета. «Сердечко для мамы» 2 занятия Раскрашивание поделки Декабрь «Дед Мороз спешит на праздник» 2 занятия Раскрашивание поделки «Новогодние подсвечники» 2 занятия Учить лепить сердечко используя шаблоны; украшать розами(из теста), блёстками. Развивать самостоятельность, аккуратность; формировать потребность в саморазвитии. Формировать у них желание сделать подарок своими руками; отрабатывать умение работать с тестом. Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца. Солёное тесто Стеки, вода Шаблоны Учить лепить фигурку деда мороза используя знакомые приёмы лепки вырезание по трафарету, скатывание; использовать Чесночницу для выдавливания теста для волос и бороды. Раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками, используя разные способы. Развивать творчество, мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Воспитывать самостоятельность, аккуратность при выполнении работы . Солёное тесто Стеки, вода Учить лепить подсвечник и украшать его, используя известные приемы (налепы, вдавдивание) 23 Гуашь, кисти палитра Гуашь, кисти палитра свеча, соленое тесто, вода, стеки гуашь, кисточки, фломастеры Раскрашивание поделки Январь «Весёлые снеговики» 2 занятия «Птица счастья» 2занятия Оформление поделки Февраль «Пингвины на льдине» 2 занятия Развивать самостоятельность в правильном подборе цветовой палитры. Воспитывать аккуратность и эстетичность в работе. Закрепить конструктивный способ лепки. Учить проявлять самостоятельность при планировании работы : задумывать образ, делить тесто на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленных фигурок дополнительными материалами. Развивать глазомер, эстетическое восприятие, чувство цвета. Воспитывать аккуратность при раскрашивании поделки. Солёное тесто Стеки, вода Познакомить детей с комбинированным способом лепки птиц: туловище и голова – пластическим способом, хвост и крылья – конструктивным. Учить детей самостоятельно искать способы передачи движения. Воспитывать желание помогать зимующим птицам в холодное время года. Солёное тесто Стеки, вода Пенопласт подставки Гуашь, кисти Палитра блёстки Формировать способность Солёное тесто лепить фигурку из целого куска, Стеки, вода используя приёмы скатывания, вытягивания, сплющивания надрезания стекой, передавая их характерные особенности и пропорции. Развивать фантазию сообразительность. Учить раскрашивать фигурки после просушки, точно передавать задуманную идею 24 при раскрашивании изделия. Гуашь, кисти Объединять свою поделку в палитра общую композицию. Март Открытка для любимых папочек (коллективная работа) 2занятия Учить детей создавать Солёное тесто коллективную композицию с Стеки, вода использованием элементов конструирования. Развивать мелкую моторику, творческое Подарок маме "Рамка для фотографий" 2занятия Развивать самостоятельность, аккуратность; формировать потребность в саморазвитии. Формировать у них желание сделать подарок своими руками; отрабатывать умение работать с тестом. Учить самостоятельно подбирать цвет, самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка. Развивать у детей эстетические восприятия, чувство цвета. Воспитывать любовь к ближним. Раскрашивание поделки воображение, связную речь при составлении рассказа о папе. Соленое тесто, картон для рамки, стеки, фломастеры, вода, кисточки, гуашь «Жаворонки» Учить лепить птиц их жгутиков. Солёное тесто Познакомить детей со способом Стеки, вода изготовления объёмной поделки; использовать воду для соединения деталей. Развивать художественно-творческие способности. Воспитывать любовь к родному краю. «Весенние цветы» Продолжать осваивать технику барельефной лепки. Развивать художественный вкус, творчество, фантазию, самостоятельность. Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца. 25 Солёное тесто Стеки, вода Апрель «В далёком космосе» «Наш аквариум» 3 занятия Продолжать освоение техники рельефной лепки. Инициировать самостоятельный поиск приемов лепки (скручивание, свивание, наложение слоёв и т.д.). Воспитывать интерес к сотворчеству. Совершенствовать умения раскрашивать готовые изделия гуашью. Воспитывать уверенность, активность, аккуратность в работе. Учить применять различные приемы лепки для создания красивых водных растений, рыбок, улиток.( Показать способы, при помощи которых можно усилить выразительность образа). . Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигурки рыбок, прикреплять к основе, украшать налепами. Продолжать знакомить со способами работы с красками Развивать комбинаторные способности; эстетическое восприятие, чувство цвета, творческую фантазию. Вызвать интерес к раскрытию освоенной темы в других видах художественной деятельности. Солёное тесто Стеки, вода Гуашь, кисти палитра Солёное тесто Стеки, вода Гуашь, кисти палитра Май «Цветочная клумба» 2занятия Формировать способность детей лепить трехцветные цветочки из дисков разной величины; проявлять самостоятельность при планировании работы. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. 26 Солёное тесто Стеки, вода Гуашь, кисти палитра «Весёлые пчёлки» 2 занятия Солёное тесто Учить лепить комбинированным Стеки, вода способом пчёлку (плоскостная); дополнять поделку природным материалом; соединять детали Гуашь, кисти водой. Развивать творчество, палитра глазомер, мелкую моторику. Воспитывать художественный вкус, при раскрашивание поделки. Подготовительная группа (6-7 лет) Сентябрь «Фруктовые истории» 2 занятия «Весёлые зонтики» 2занятия Октябрь «В осеннем лесу» 2 занятия Учить лепить объёмные фрукты «оживляя» их (глаза, нос, рот, руки, ноги); сочинять и рассказывать «фруктовые истории». Развивать самостоятельность в выборе цветовой палитры для раскрашивания готовых поделок; воображение, фантазию, речь. Воспитывать аккуратность в работе. Закрепить прием раскатывания лепешки. Познакомить со способом плетения из двух длинных жгутов из теста; пользоваться стеками для нанесения рисунка на готовые формы. Развивать творчество, самостоятельность в выборе цветовой палитры для раскрашивания готовых поделок. Воспитывать художественный вкус. Учить создавать осеннюю композицию из грибочков, ёжика и осенних листьев, слепленных из солёного теста. Развивать самостоятельность 27 Солёное тесто Стеки, вода Гуашь, кисти палитра Солёное тесто Стеки, вода Гуашь, кисти палитра Солёное тесто Стеки, вода Гуашь, кисти при раскрашивании изделия, выборе материала для раскрашивания, творческую фантазию детей в процессе работы Воспитывать интерес к природе. «Корзина с грибами» 2 занятия Ноябрь «Сердечко для мамы» (подсвечник) 2 занятия «Совушка» 2 занятия Учить лепить корзинку из жгутиков (техника плетения). Закрепить умения лепить грибы, добиваться большой точности в передаче формы (углубление изгиба шляпки, утолщение ножки. Продолжать учить расписывать фигурки после просушки. Развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику, эстетический вкус, композиционные умения. Учить лепить розы из теста самостоятельно выбирая технику лепки. Закрепить работу с шаблоном. Развиваем наблюдательность, внимание, чувство вкуса. Развивать самостоятельность в выборе цветовой палитры для раскрашивания готовых поделок. Воспитывать аккуратность и эстетичность в работе. Учить лепить сову комбинированным способом, использовать стеку, соблюдать пропорции и выделять особенности формы, деталей; расписывать готовые изделия гуашью. Развивать творчество, мелкую моторику рук. Воспитывать художественный вкус. 28 палитра Солёное тесто Стеки, вода Гуашь, кисти палитра Солёное тесто Стеки, вода Гуашь, кисти палитра Солёное тесто Стеки, вода Гуашь, кисти палитра Декабрь «Снеговики» 2 занятия «Новогодний ангел» 2занятия Январь «Жирафик заболел» 2 занятия «Морские рыбки» 2 занятия Закрепить особенности лепки; способность выделять особенности формы, деталей, пропорции. Развивать воображение, самостоятельность в выборе цветовой палитры для раскрашивания готовых поделок. Воспитывать аккуратность в работе, желание договариваться между собой. Учить лепить фигуру человека конструктивным способом; дополнять поделку бросовым материалом. Развивать фантазию, творчество, самостоятельность в выборе цветовой палитры для раскрашивания готовых поделок. Воспитывать в детях доброту, совершать хорошие поступки. Учить лепить фигуру жирафа конструктивным способом; лепить объёмные игрушки, использовать зубочистку. Закрепить последовательность лепки, соблюдая пропорции; выделять особенности формы, деталей; расписывать готовые изделия гуашью. Развивать творчество. Воспитывать художественный вкус. Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигурки рыбок, прикреплять к основе, украшать налепами. Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать самостоятельность в художественном поиске цветовой палитры 29 Солёное тесто Стеки, вода Гуашь, кисти Палитра блёстки Солёное тесто Стеки, вода Гуашь, кисти палитра Солёное тесто Стеки, вода Гуашь, кисти палитра Солёное тесто Стеки, вода Гуашь, кисти палитра Февраль «Зимний пейзаж» 2 занятия «Подарок папе» 2 занятия Март «Конфетница для мамы» 2 занятия «Вкусный завтрак» 2 занятия Закрепить конструктивный способ лепки. Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать самостоятельность в художественном поиске цветовой палитры. Учить лепить поделку на основе готовой формы. Закрепить приёмы лепки. Развивать способность выделять особенности формы, деталей, пропорции. Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать желание лепить красивые предметы в подарок близким людям. Продолжать формировать желание делать красивые предметы в подарок близким людям. Познакомить с новыми приемами лепки. Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать самостоятельность в художественном поиске цветовой палитры. Учить лепить сковородку скульптурным способом; самостоятельно придумывать и лепить «завтрак» (яичница, колбаса и т.п.) Развивать воображение, чувство композиции. Воспитывать самостоятельность в художественном поиске цветовой палитры. 30 Солёное тесто Стеки, вода Гуашь, кисти палитра Солёное тесто Стеки, вода Гуашь, кисти палитра Солёное тесто Стеки, вода Гуашь, кисти палитра Солёное тесто Стеки, вода Гуашь, кисти Палитра Апрель «Космодром» 2 занятия «Весёлый котёнок» 2 занятия Май «Стаканчик для карандашей» 2 занятия Освоение техники рельефной лепки, передача пластики, движения и колорита космических объектов, звезд, планет. Развивать мелкую моторику, творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. Развивать самостоятельность при раскрашивании изделия, выборе материала для раскрашивания; творческую фантазию детей в процессе работы, видеть конечный результат задуманной работы. Воспитывать аккуратность в работе, желание договариваться между собой. Учить детей использовать тесто для осуществления задуманной идеи; пользоваться опорными схемами. Закреплять умение лепить в последовательности: вначале крупные детали, затем мелкие. Развивать творческую фантазию, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к животным. Учить лепить комбинированным способом пчёлку (плоскостная); дополнять поделку природным материалом; соединять детали водой. Развивать творчество, Солёное тесто Стеки, вода Бросовый материал Гуашь, кисти палитра Солёное тесто Стеки, вода Гуашь, кисти палитра Солёное тесто Стеки, вода Бумажный стаканчик глазомер, мелкую моторику. Воспитывать художественный Гуашь, кисти вкус, при раскрашивание поделки. Палитра «Красивые бабочки» 2 занятия Знакомить детей с понятием «симметрия», вырабатывать навыки лепки симметричных деталей. Закрепить теплую и холодную гамму красок. Развивать творческие способности. Воспитывать в детях бережное отношение к природе. 31 Солёное тесто Стеки, вода Гуашь, кисти палитра Информационно - методическое обеспечение программы дополнительного образования Лыкова И. А., Шипунова В. А. «Вкусная лепка для детей» Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014г. Лыкова И.А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе.Москва 2014г. Лычагина И.А. Лепка из солёного теста 4-5 лет – Мозаика Синтез, 2017г. Макарова М.К. Фигурки из соленого теста.- Харьков 2015г. Поделки из соленого теста, изделия из соленого теста, лепка из соленого теста [Электронный ресурс] / http://5ballov.qip.ru/referats/preview/91278/5 Ращупкина С.Ю. Соленое тесто. Поделки, игрушки, сувениры, панно, фоторамки. -Москва 2011г. Сысоева, О.С. Приобщение к русской национальной культуре через ознакомление детей с тестопластикой [Текст]/ О.С. Сысоева [Электронный ресурс] / http://www.puzikov.com/rgratis/?i=2944 Сайт Компании УМНИЦА - Как слепить мир... АДРЕС: info.umnitsa.ru/articles/tvorch/slepit_mir. Сайт Страна Мастеров АДРЕС: stranamasterov.ru/taxonomy/term. Деревянко Т.Фигурки из солёного теста. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, Ф49 2010 32