Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад № 99 комбинированного вида «Домовенок» г. Орск 462430 г. Орск, Оренбургская область ул. Добровольского, 21 «А», тел. 8(3537)40-06-18, 40-13-43 E-mail: mdoau-99orsk@yandex.ru X подписано цифровой подписью Телеш Н.Г. ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 5 от «05» июня 2023 г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОАУ «Детский сад № 99 «Домовенок» г. Орска ______________Н.Г. Телеш Приказ № ____от «05» июня 2023 г. Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Обучение по курсу «Занимательная математика» на 2023-2024 учебный год Возраст детей 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет Срок реализации 1 год (с 01.09.2023 г. по 30.08.2024 г.) г. Орск, 2023 г. Содержание: 1. Целевой раздел Программы …………………………………………………………………………3 1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………..3 1.1.2. Цели и задачи реализации Программы…………………………………………………............3 1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…………………………………………...4 1.1.4. Значимые характеристики для реализации программы. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников……………………………………………….……………..………..…..…4 1.2. Планируемые результаты освоения Программы………………………...………………………..6 2. Содержательный раздел Программы…………………….…………………………………6 2.1. Содержание Программы..……………………………………………………………………………..6 2.2.Тематическое планирование………………………………………………………………….38 2.3.Формы, способы, методы и средства реализации Программы….…………………....……..........44 2.4. Психолого-педагогические условия реализации Программы ………………………………….....46 3. Организационный раздел Программы……………………………………………………..……….....40 3.1. Организационные условия реализации программы ……………………………………………….46 3.2. Учебно-методическое обеспечение………………………..………………………………………47 3.3. Материально-техническое обеспечение Программы……………………………………………..47 1. Целевой раздел программы 1.1. Пояснительная записка. Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Обучение по курсу «Занимательная математика» разработана на основе действующей программы для детей дошкольного возраста «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» автор Г.Е. Сычёва и «Игралочка» авторы Л.Г. Петерсон и Е.Е. Кочемасова. Программа составлена в соответствии с действующими ФГОС. Актуальность программы заключается в том, что она обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и начальной школой. Программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, учитывает тенденции модернизации российского образования. Данная программа предполагает развитие у детей как предметных, так и общеучебных умений: организационных, интеллектуальных, коммуникативных, оценочных. В основе организации ПННОД лежит проблемно-диалогическая технология введения новых знаний. Программа адаптирована с учетом особенностей восприятия детей дошкольного возраста. Таким образом у детей развиваются не только необходимые математические представления, но и речь, мышление, память, внимание, умение работать в контакте с педагогом и другими детьми. Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное. Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития математических способностей. Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно? Особенно остро этот вопрос стоит у родителей, чьи дети не посещают дошкольное учебное заведение. Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени, не жалея сил, и получать удовольствие от самого процесса труда. Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать программу по подготовке ребёнка к обучению математике. Программа получила название “Занимательная математика” Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 29.12.2017г.), • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», • Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с изменениями, внесенными: приказом Минпросвещения России от 05.09.2019 № 470; приказом Минпросвещения России от 30.09.2020 г. № 533, • Постановление администрации города Орска Оренбургской области от 29.12.2017г. №7281-п «Об утверждении тарифов на платные услуги муниципальных организаций города Орска, осуществляющих образовательную деятельность, подведомственных управлению образования администрации города Орска», • Устав МДОАУ «Д/с № 99 «Домовенок», • Конституция РФ. 1.1.1.Цели и задачи реализации Программы Цель программы – создание условий для формирования познавательно-интеллектуальной сферы личности ребенка в результате интеграции образовательных областей логико-математического и речевого развития. Задачи программы: образовательные: 1.Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов; 2.Формировать и активизировать словарный запас, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем; 3.Формировать и развивать грамматический строй речи; 4.Формировать необходимый уровень математических понятий, представлений о множестве, натуральном числе и арифметических действиях, величине, ориентировке в пространстве и во времени, а также о геометрических фигурах; развивающие: 1.Развивать связную речь, умения обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения. 2.Развивать образное и словесно-логическое мышление, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять; 3.Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков, символов, отношений между частями целого, чисел, измерений; 4.Развивать мелкую моторику ребёнка; воспитательные: 1.Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.); 2.Воспитать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе; 3.Воспитать внимательность к выполнению заданий. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы Концепция предлагаемого курса математики в целом основывается на системе педагогических принципов, сформулированных академиком РАО А. А. Леонтьевым. - Принцип обучения деятельности. Программа «Обучение по курсу «Занимательная математика» основана на проблемнодиалогической технологии введения новых знаний. Разработки занятий для дошкольного возраста содержат систему дидактических игр, на основе которых и происходит знакомство детей с новыми знаниями и умениями. - Принцип адаптивности, психологической комфортности и развития. Программа «Занимательная математика» предполагает организацию на занятиях атмосферы сотрудничества, поиска, открытия. Работая на занятиях, дети должны ощущать себя в центре игровой ситуации, участвовать в равноправном диалоге и друг с другом и с педагогом. Детям предлагаются задания, которые способствуют креативности мышления, развивают не только ум, но и духовные мотивы деятельности, позволяют ребенку познавать себя, формируют навыки самоконтроля и саморегуляции. - Принцип целостного представления о мире. Материалы программы «Занимательная математика» для дошкольников тесно связаны с такими областями как риторика и окружающий мир. В младшей группе начинается целенаправленная работа по развитию речи- осуществляется взаимосвязь между обучением математики и обучением языку. Педагог добивается от детей участия в общем диалоге, обращая при этом особое внимание на точность ответов детей, их умение слышать и понимать заданные вопросы. Начинается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи таких предметных областей как математики и окружающий мир. Данная рабочая программа предполагает решение новых образовательных задач путем использования современных образовательных технологий. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, художественной, чтения и музыки. 1.1.3. Значимые характеристики для реализации программы. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях группы, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом развитии, вовторых, на совершенствовании психики и познавательной деятельности и, в-третьих, на особенностях их поведения. Младший дошкольный возраст. В младшем дошкольном возрасте взрослый является для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность; выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Средний дошкольный возраст. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Старший возраст У детей появляется произвольность основных психических процессов: способность целенаправленно управлять своим поведением, восприятие, вниманием, памятью, формируется монологическая речь; Происходит осмысление и осознание многих закономерностей окружающей жизни, законов, регулирующих поведение людей в социуме; -Активно совершенствуется техника выполнения основных движений; -В играх детей присутствует полноценный развернутый сюжет, протяженный во времени. У детей формируется способность адекватно оценивать результат собственной деятельности, видеть и исправлять недостатки; Мышление отличается способностью удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий, формируются представления об изменениях признаков предметов, их количества, оперировать в уме; Формируется первичный целостный образ мира, отражающий основные его закономерности; Формируется готовность к обучению в школе: мотивационная, познавательная, волевая, коммуникативная. Особенности психологического развития воспитанников К индивидуальным особенностям обучающихся так же относятся индивидуальные психологические особенности их личности. Особое место занимает тип высшей нервной деятельности. Знание особенностей темперамента позволяет выбрать наиболее эффективные пути взаимодействия с обучающимися на занятиях по математике. Каждый тип темперамента требует особого подхода к организации деятельности детей. Проанализировав темпераменты, выяснилось, что преобладающий тип – холерик и сангвиники, следовательно, в работе с этими детьми необходимо учитывать: Сангвиники - активны, настроение ровное, жизнерадостное, Эти дети легко поддаются влиянию, охотно выполняют все задания. Легко и быстро переключается с одного занятия на другое, т.к. устают от однообразия. Холерики – легко возбудимы, как правило, очень энергичны, активны, быстро запоминают новый материал. Флегматики – спокойны и медлительны. В тех случаях, когда необходимо быстро сообразить, быстро запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную беспомощность. Вместе с тем если уж он запоминает, то надолго и основательно. Меланхолики - быстро устают, утомляются, поэтому в процессе работы им необходимо делать паузы. В спокойной обстановке работает продуктивно. Т.к., в основном, присутствуют смешанные типы холериков, сангвиников и флегматиков, занятия проводятся в игровой форме с созданием мотивации и частой сменой видов деятельности обучающихся на занятии. 1.2. Планируемые результаты освоения Программы В результате обучения по предмету у воспитанников будет: 1.Сформирована мотивация учения, ориентированная на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; 2.Обогащен и активизирован словарный запас детей, за счет расширения и уточнения представлений об окружающем мире; 3.Сформирован и развит грамматический строй речи; 4.Сформирован необходимый уровень математических понятий, представление о множестве, натуральном числе и арифметических действиях, величине, ориентировке в пространстве и во времени, а также о геометрических фигурах; 5.Развито образное и словесно-логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять; 6. Развиты способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков, символов, отношений между частями целого, чисел, измерений; 2.Содержательный раздел программы 2.1. Содержание Программы Первый год обучения. Объём Способы № Модуль/Тема ОД реализации (в мин.) Модуль 1. Счёт предметов. 1,2. «Один- много» 1*15 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 3,4. «Счёт до двух». 1*15 Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 5. «Состав числа 2» 1*15 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 6,7. «Пара» 1*15 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 8,9. «Цифры 1 и 2» 1*15 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательноисследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 10. «Счёт до трёх» 1*15 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательноисследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная «Состав числа 3» 1*15 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательноисследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 13. «Цифра 3» 1*15 Групповые Подгрупповые Индивидуальные 14. «Счёт до четырёх» 1*15 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательноисследовательская –восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность –Групповые конструирование из различных материалов Подгрупповые – изобразительная – Индивидуальные музыкальная - двигательная; 11,12. – игровая – коммуникативная –познавательноисследовательская –восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 15,16. «Состав числа 4» 1*15 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательноисследовательская –восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 17. «Цифра 4» 1*15 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательноисследовательская –восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 18. 19,20. 21,22. «Счёт до 5» «Состав числа 5» «Цифра 5» 1*15 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательноисследовательская –восприятие художественной литературы и фольклора; –элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов –изобразительная – музыкальная 1*15 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательноисследовательская –восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 1*15 Группов ые Подгрупповые Индивидуальны е Модуль 2. Размер предметов. Групповые Подгрупповые Индивидуальные двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательноисследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 1. «Большой, маленький» 1*15 Групповые - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 2. «Длинный, короткий» 1*15 Групповые - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 3,4 «Широкий, узкий» 1*15 Групповые двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов изобразительная – музыкальная 5,6. «Высокий, низкий» 1*15 Групповые - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов изобразительная – музыкальная Модуль 3. Ориентирование в пространстве и во времени. 1,2 «Слева, справа, посередине» 1*15 Подгрупповые 3,4 «Утро, день, вечер, ночь» 1*15 Подгрупповые 5,6 «Раньше, позже, сначала, потом» 1*15 Подгрупповые «Вп 7,8 «Спереди, сзади, между» 1* 15 Подгрупповые Модуль 4. Геометрические фигуры. - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная - музыкальная двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательноисследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная –музыкальная - двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 1. «Круг» 1*15 Групповые Подгрупповые Индивидуальные двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов изобразительная – музыкальная 2. «Треугольник» 1*15 Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов –изобразительная – музыкальная 3. «Квадрат» 2*15 Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов –изобразительная – музыкальная 4. «Прямоугольник» 1*15 Подгрупповые Индивидуальные 5. «Овал» 1*15 Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов –изобразительная – музыкальная двигательная; – игровая коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов 1,2 «Сравнение групп предметов количеству» 2*15 по Модуль 5. Сравнение предметов. Подгрупповые двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов Изобразительная – музыкальная 3. «Столько же, поровну» 1*15 4,5 «Больше, меньше, столько же» 1*15 Групповые двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов изобразительная – музыкальная 6,7 «Больше, меньше, столько же» 1*15 Групповые двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов изобразительная – музыкальная Второй год обучения. Групповые - двигательная – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная -экскурсионная Модуль/Тема № Объём ОД (в мин.) Способы реализации Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности Модуль 1. Счёт предметов. Групповые -двигательная; Подгрупповые – игровая Индивидуальн – коммуникативная ые – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов –- двигательная; изобразительная – музыкальная Групповые – игровая Подгрупповые Индивидуальные – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 1,2. «Счёт до пяти» 1*20 3. «Счёт до шести» 1*20 4,5. «Состав числа 6» 1*20 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов изобразительная – музыкальная 6,7. «Цифра 6» 1*20 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 8. «Счёт до семи» 1*20 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская –восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 9,10. «Состав числа 7» 2*20 Групповые Подгрупповые Индивидуальные 1*20 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательноисследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материаловПодгрупповые Групповые – изобразительная Индивидуальные – музыкальная - двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 11. «Цифра 7» 12. «Счёт до восьми» 1*20 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 1 13,14. 15. 16. «Состав числа 8» «Цифра 8» «Счёт до девяти» 1*20 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 1*20 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов изобразительная – музыкальная 1*20 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательно-исследовательская –восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 17,18. 19. «Состав числа 9» «Цифра 9» 20. «Счёт до десяти» 21,22. «Состав числа 10» 1*20 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 1*20 Групповые Подгрупповые Индивидуальные 1*20 Групповые Подгрупповые Индивидуальные 1*20 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная Групповые – музыкальная Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных Групповые материалов Подгрупповые –Индивидуальные изобразительная – музыкальная - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская –восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 2 «Обозначение 23,24. числа 10» 1*20 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 2«Счёт до 11. 25,26. Обозначение числа 11» 1*20 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 2 «Счёт до 12. 27,28. Обозначение числа 12» 1*20 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 2«Счёт до 13. 29,30. Обозначение числа 13» 1*20 Групповые Подгрупповые Индивидуальные 31,32. «Счёт до 14. Обозначение числа 14» 1*20 Групповые Подгрупповые Индивидуальные 3 «Счёт до 15. 33,34, Обозначение 35. числа 15» 1*20 Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов изобразительная – музыкальная Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная Групповые Групповые Подгрупповые Подгрупповые Индивидуальные Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная Модуль 2. Размер предметов. 36 «Деление целого на части» 37,38 «Величина предметов» 39,40 «Измерение длины и высоты предметов с помощью эталона» 1*20 Групповые - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов изобразительная – музыкальная 1*20 Групповые - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная Групповые двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 1*20 Модуль 3. Ориентирование в пространстве и во времени. «Ориентировка двигательная; – игровая 1,2. 1*20 Подгрупповые в пространстве» – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная Модуль 4. Геометрические фигуры. 1. 4. 1*20 Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 2. «Круг, шар» 1*20 Подгрупповые Индивидуальные 3. «Квадрат, куб» 1*20 Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная– восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная – познавательно-исследовательская двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная -– двигательная; музыкальная – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная «Геометрические фигуры» «Точки, линии, фигуры» 1*20 Подгрупповые Индивидуальные 5. «Луч, отрезок» 1*20 Подгрупповые Индивидуальные 6. «Треугольник, пирамида» 1*20 Подгрупповые Индивидуальн ые 1. «Сравнение групп предметов по количеству» 1*20 2. «Преобразован ие неравенств в равенства. Число и цифра 0» 1*20 № Третий год обучения. Объём ОД Модуль/Тема (в мин.) Модуль 1. Счёт предметов. - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная Модуль 5. Сравнение предметов. Подгрупповые двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная Групповые Способы реализации - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная -экскурсионная Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности 1. «Числа и цифры от 0 до 10» 1*25 Групповые Подгрупповые Индивидуальные 2,3. «Числа от 1 до 15» 1*25 Групповые Подгрупповые Индивидуальные 4,5. «Обозначение количества предметов» 6,7. «Независимость количества от пространственно го расположения предметов» *25 1*25 двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 1 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная «Состав числа из двух меньших в пределах 5» 1*25 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 10,11. «Состав числа из двух меньших в пределах 10» 1*25 Групповые Подгрупповые Индивидуальные 12,13. «Счёт до 16. Обозначение числа 16» 1*25 Групповые Подгрупповые Индивидуальн ые Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; –элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 8,9. 1 «Счёт до 17. 14,15. Обозначение числа 17» 1*25 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно -исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 16,17. «Счёт до 18. Обозначение числа 18» 1*25 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 18,19. «Счёт до 19. Обозначение числа 19» 1*25 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 1. «Свойства предметов: цвет, высота, ширина» 1*25 Модуль 2. Размер предметов. Групповые двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная «Свойства предметов: цвет, размер, форма» 1*25 3,4. «Деление целого на части. Называние части от целого» 1*25 Групповые 5,6. «Измерение длины, ширины и высоты с помощью мерки» 2*25 Групповые 7,8. «Линейка. Единицы измерения. Измерение длины, ширины и высоты» 2. 1 «Ориентировка в пространстве» Групповые двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная Модуль 3. Ориентирование в пространстве и во времени. 2*25 Подгрупповые двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – музыкальная 2*25 Групповые Модуль 4. Геометрические фигуры. 2 3 2 «Геометриче ские фигуры» «Луч, отрезок» 1*25 Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 1*25 Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 4, 5 4 «Числовой луч и числовой отрезок» 6 «Ломаные линии. Виды углов» 1*25 6,7. Подгрупповые Индивидуальные 8 «Многоугольни ки» 1*25 Подгрупповые Индивидуальные 8,9. 1*25 Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов -– двигательная; – игровая изобразительная – коммуникативная музыкальная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 1«Трапеция» 2*25 Подгрупповые Индивидуальные 1«Ромб» 2*25 Групповые Подгрупповые Индивидуальные 10,11. 12,13. 1. «Сравнение групп предметов по количеству» 1*25 2. «Создание совокупностей предметов по общему свойству» 1*25 двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов Изобразительная – музыкальная Модуль 5. Сравнение предметов. Подгрупповые - двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная Групповые - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная -экскурсионная 3 3 «Создание 3 совокупностей 25 предметов по заданным условиям» 1* Подгрупповые 4 «Раве нство и неравенство» 2* Групповые 5 «Знаки 5,6. «>», «<» 25 «=», 1* 25 Четвёртый год обучения Объём №Модуль/Тема ОД (в мин.) 1 1«Счёт до 20. Обозначение числа 20» Групповые 1*30 Способы реализации - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательноисследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – -изобразительная –двигательная; музыкальная –-экскурсионная игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности Модуль 1. Счёт предметов Групповые Групповые Подгрупповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; Индивидуальные – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 2«Прямой и обратный счёт в пределах 20» 1*30 Групповые Подгрупповые Индивидуальные 4«Сумма чисел» 1*30 Групповые Подгрупповые Индивидуальные 1*30 6,7. 6«Образование чисел третьего десятка» Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов 1*30 8,9. 8«Обозначение чисел третьего десятка» Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные двигательная; – игровая -коммуникативная – познавательноисследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование 2,3. ,5. Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – Групповые изобразительная Подгрупповые Индивидуальные – музыкальная - двигательная; – игровая коммуникативная –познавательноисследовательская –восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 1 «Разность 10,11. чисел» 1*30 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов изобразительная – музыкальная 1«Чётные и 12,13. нечётные числа» 1*30 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов изобразительная – музыкальная 1«Счёт со 14,15. сменой основания» 1*30 Групповые Подгрупповые Индивидуальные 1*30 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные двигательная; – игровая – коммуникативная –познавательноисследовательская – восприятие художественной литературы Групповые и фольклора; Подгрупповые 1«Счёт десятками» 16,17. Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов изобразительная – музыкальная 1 «Типы 18,19. организации чисел и цифр» 1*30 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов 2 «Образование 20,21. чисел четвёртого десятка» 1*30 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; изобразительная – музыкальная 2 «Обозначение 22,23. чисел четвёртого десятка» 1*30 Групповые Подгрупповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов Модуль 2. Размер предметов. 1. «Тяжелее, 1*30 легче» Групповые двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов «Измерение 2 массы. Единицы измерения массы» 1*30 Групповые двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов изобразительная – музыкальная Групповые 3,4. «Определени 1*30 3 е объёма сыпучих тел с помощью мерки» двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов -изобразительная – музыкальная «Определен 5 ие объёма жидких тел с помощью мерки» 1*30 Групповые 5,6. 1*30 Групповые 7,8. «Единицы 7 измерения объёма жидких тел.» - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; –двигательная; элементарная трудовая – игровая деятельность – коммуникативная 2 Модуль 3. Ориентирование в пространстве и во времени. 1 «Пространствен 1*30 Подгрупповые ные отношения: 1 «внутри», «снаружи» – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная 2. «Временные отношения: «раньше», «позже», «сначала», «потом» 1*30 Подгрупповые 3. «Цикличнос ть: «времена года» 1*30 Подгрупповые 4. «Цикличность: «дни недели» 1*30 Подгрупповые 5 «Календарь» 1*30 Подгрупповые 5 6«Цикличность: «сутки» 1*30 Подгрупповые 7«Время: «часы», 7,8. «циферблат» 1*30 Подгрупповые 6 двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов изобразительная – музыкальная двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов изобразительная – музыкальная двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов изобразительная – музыкальная двигательная; – игровая – коммуникативная – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов –двигательная; изобразительная – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – изобразительная двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – изобразительная 3 1*30 1 1«Площадь. Измерение площади с помощью мерки» 1*30 2. 2«Измерение формы и площади геометрических фигур» Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 3 «Единицы измерения площади» 1*30 Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 4 «Цилиндр» 1*30 Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная 5 «Конус» 1*30 Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная «Параллелепипед» 1*30 Подгрупповые Индивидуальные - двигательная; – игровая 4 5 6 Модуль 4. Геометрические фигуры. Подгрупповые - двигательная; – игровая Индивидуальные – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов – изобразительная – музыкальная – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – музыкальная 6 7 1,2. «Призма» 1 «Сравнение групп предметов по количеству» Подгрупповые Индивидуальные 1*30 1*30 - двигательная; – игровая – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность Модуль 5. Сравнение предметов. двигательная– игровая Подгрупповые – коммуникативная – познавательно-исследовательская – восприятие художественной литературы и фольклора; – элементарная трудовая деятельность – конструирование из различных материалов изобразительная – музыкальная 2.2. Тематическое планирование 1 год обучения № Тема п/п 1. 2. «Один- много» «Счёт до двух». 3. «Состав числа 2» 4. «Пара» 5. «Цифры 1 и 2» 6. «Счёт до трёх» 7. «Состав числа 3» 8. «Цифра 3» 9. «Счёт до четырёх» 10. «Состав числа 4» 11. «Цифра 4» Развернутое содержание работы Модуль 1. Счёт предметов. Понятия «один», «много», сравнение, обобщение. Считать до двух, замещение предметов условными обозначениями. Считать до двух, сравнение двух совокупностей, состоящих из одного и двух элементов, прибавление или Представление парных предметов, замещение предметов вычитание единицы. условными обозначениями. Цифры 1 и 2, замещение реальных предметов символами. Счёт до трёх, составление групп из трёх предметов, соотнесение символов и групп предметов. Образование числа 3, замещение предметов символами, обозначающих их количество. Цифра 3, замещение реальных предметов символами, создание последовательности в определённом ритме. Счёт до четырёх, образование числа 4 от предыдущего. Варианты образования числа 4, сравнение и объединение двух совокупностей, замещение предметов условными обозначениями. Цифра 4, замещение реальных предметов символами. 12. «Счёт до 5» 13. «Состав числа 5» 14. «Цифра 5» Счёт до пяти, порядковый счёт, согласование числительных с существительными. Образование числа 5 из двух меньших, замещение реальных предметов символами. Цифра 5, цифровой ряд от одного до пяти. Модуль 2. Размер предметов. «Большой, маленький» Понятия «большой», «маленький», соотнесение предметов по величине, группирование предметов по «Длинный, короткий» Понятия 2. заданному«длинный», признаку. «короткий», «длиннее», «короче», сравнение предметов по длине методом приложения, понятия «ритм», «чередование». «Широкий, узкий» Понятия «широкий», «узкий». 3. Сравнение предметов по высоте, понятия «высокий», «Высокий, низкий» 4. «низкий», «выше», «ниже», относительность высоты одного и того же предмета при изменении эталона Модуль 3. Ориентирование измерения. в пространстве и во времени. «Слева, справа, Пространственные представления, понятия «слева», 1. посередине» «справа», ориентирование на плоскости. «Утро, день, вечер, Понятия «утро», «день», «вечер», «ночь», «большой», 2. ночь» «маленький». «Раньше, позже, Восстановление последовательности событий, понятия 3. «раньше», «позже», «сначала», «потом», установление сначала, потом» причины и следствия. «Впереди, сзади, Ориентировка в пространстве и на плоскости. 4 между» . Модуль 4. Геометрические фигуры. «Круг» Круг и его свойства, способы сравнения и группировки 1. предметов. «Треугольник» Треугольник и его свойства, навыки счёта до трёх. 2. «Квадрат» Квадрат и его свойства, навыки счёта до четырёх, 3. группировка предметов по заданному признаку. «Прямоугольник» Прямоугольник и его свойства. 4. «Овал» Овал и его свойства. 5. Модуль 5. Сравнение предметов. Сравнение групп предметов по количеству, «Сравнение групп 1. понятия «одинаково», «столько же», предметов по количеству» «больше», «меньше», «длинный», «короткий». «Столько же, поровну» Сравнение совокупности предметов методом 2. приложения, понятия «столько же», «поровну», восстановление равенства методом прибавления или вычитания. 1. 3. 4. «Больше, меньше, столько же» «Больше, меньше, столько же» 2 год обучения № п/п 1. Тема «Счёт до пяти» Понятия «больше», «меньше», «столько же», способы установления равенства, знаки «>», «<», «=». Установление равенств и сравнение групп предметов по количеству, знаки «>», «<», «=», ритм чередования предметов. Развернутое содержание работы Модуль 1. Счёт предметов. Навыки прямого и обратного счёта в пределах от одного до пяти, сравнение групп предметов по количеству, согласование числительных с существительными. 2. «Счёт до шести» Счёт до шести, составление групп из шести предметов, соотнесение символов и количества предметов, пространственные представления. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. «Состав числа 6» «Цифра 6» «Счёт до семи» «Состав числа 7» «Цифра 7» «Счёт до восьми» «Состав числа 8» «Цифра 8» «Счёт до девяти» «Состав числа 9» «Цифра 9» «Счёт до десяти» «Состав числа 10» «Обозначение числа 10» «Счёт до 11. Обозначение «Счёт числадо 11» 12. Обозначение «Счёт числадо 12» 13. «Счёт числадо 14. Обозначение 13» «Счёт числадо 15. Обозначение 14» Обозначение числа 15» Различные образования числа 6, сравнение и объединение двух совокупностей, замещение Цифра 6, цифровой ряд от одного до шести. предметов условными обратный счёт. Счёт до обозначениями, семи, согласование числительных с существительными. Различные образования числа 7, сравнение и объединение двух совокупностей, замещение предметов Цифра 7, цифровой ряд от одного до семи. условными обозначениями, согласование числительных Счёт до восьми, составление групп из восьми предметов.с существительными. Различные образования числа 8, сравнение и объединение двух совокупностей, счёт.символами, Цифра 8, замещение реальных устный предметов соотнесение количества предметов с цифрой. Счёт до девяти, порядковый счёт, пространственные представления, согласование числительных Различные образования числа 9 из двух меньших,с существительными, решение арифметических задач. замещение реальных предметов символами, Цифра 9, замещение реальных предметовсогласование символами, числительных с существительными. соотнесение предметов с цифрой. Счёт до количества десяти, порядковый счёт, согласование числительных с существительными, решение Различные образования числа 10 из двух меньших, арифметических задач. замещение реальных предметов символами. Обозначение числа 10, числовой ряд от одного до десяти, соотнесение количества предметов с цифрой. Счёт до 11, составление групп из 11 предметов, образование числа 11, обозначение как Счёт до 12, составление группчисла из 11, 12 десяток, предметов, счётная единица, устный счёт. образование 12, обозначение числа устный Счёт до 13,числа составление групп из 13 12, предметов, счёт. образование 13, обозначение числа устный Счёт до 14,числа составление групп из 14 13, предметов, счёт. образование 14, обозначение числа устный Счёт до 15,числа составление групп из 15 14, предметов, счёт. образование числа 15, обозначение числа 15, устный счёт.Модуль 2. Размер предметов. Способы деления целого на 2 и 4 части. Понятия «большой», «маленький», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий», соотнесение предметов по величине, группировка предметов заданному признаку. 1. 2. 3. «Деление целого на части» «Величина предметов» «Измерение длины и высоты предметов с помощью эталона» Понятия «длинный», «короткий», «длиннее», «короче», «высокий», «низкий», «выше», «ниже», «широкий», «узкий», «ритм», «чередование», способы измерения длины предметов. Модуль 3. Ориентирование в пространстве и во времени. «Ориентировка в Пространственные представления, понятия 1. пространстве» «справа», ориентировка на плоскости. 1. 2. 3. 4. 5. 6. «слева», Модуль 4. Геометрические фигуры. «Геометрические Геометрические фигуры, ориентировка на плоскости. фигуры» «Круг, шар» Шар и его свойства, представление о круге, пространственные представления. Куб и его свойства, представление о квадрате, «Квадрат, куб» пространственные представления. «Точки, линии, Понятия «прямая линия», «ломанная линия», «замкнутая фигуры» линия», проведение прямых линий через две точки, устный счёт. Понятия «луч», «отрезок», построение лучей и отрезков, «Луч, отрезок» ориентировании на плоскости и в пространстве. «Треугольник, пирамида» Пирамида и её свойства, представления о треугольнике, числовой ряд. Модуль 5. Сравнение предметов. «Сравнение групп 1. предметов по количеству». «Преобразование 2. неравенств в равенства. Число и цифра 0». 3 год обучения № Тема Сравнение групп предметов по количеству, согласование числительных с существительными. Преобразование неравенств в равенства, число и цифра 0, решение арифметических задач. Развернутое содержание работы п/п «Числа и цифры от 0 до 10» 1. 2. 3. 4 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1 1. 2 2. 3 3. 4 4. 5 5. 1. Модуль 1. Счёт предметов. Навыки прямого и обратного счёта в пределах от одного до десяти, сравнение групп предметов по количеству, согласование числительных с существительными. «Числа от 1 до 15» Счёт до 15, сравнение групп предметов по количеству, соотнесение символов и количества предметов, пространственные представления. «Обозначение количества Устный счёт, сравнение групп предметов по количеству, замещение предметов условными обозначениями. предметов» счёт, независимость количества от «Независимость количества Устный от пространственного пространственного расположения предметов, создание совокупностей предметов по заданным условиям. расположения предметов» «Состав числа из двух Состав числа из двух меньших в пределах 5, пространственные представления, согласование меньших в пределах 5» числительных с существительными. «Состав числа из двух Состав числа из двух меньших в пределах 10, пространственные представления, согласование меньших в пределах 10» числительных с существительными. «Счёт до 16. Обозначение Счёт до 16, цифровой ряд от одного до 16, образование числа 16, обозначение числа 16, устный счёт. числа 16» «Счёт до 17. Обозначение Счёт до 17, цифровой ряд от одного до 17, образование числа 17, обозначение числа 17, устный счёт. числа 17» «Счёт до 18. Обозначение Счёт до 18, цифровой ряд от одного до 18, образование числа 18, обозначение числа 18, устный счёт. числа 18» «Счёт до 19. Обозначение Счёт до 19, цифровой ряд от одного до 19, образование числа 19, обозначение числа 19, устный счёт. числа 19» Модуль 2. Размер предметов. «Свойства предметов: Объединение в группы предметов в соответствии с цвет, высота, ширина» заданными свойствами, понятия «высокий, низкий, выше, ниже, широкий, узкий, шире, уже». Понятия «большой», «маленький», «высокий», «низкий», «Свойства предметов: «широкий», «узкий», соотнесение предметов по величине, цвет, размер, форма» группировка предметов по заданному признаку. «Деление целого на части. Деление целого на части, понятия «часть, целое, часть от Называние части от целого». целого» «Измерение длины, ширины Понятия «длинный, длиннее, короткий, короче, высокий, и высоты с помощью низкий, выше, ниже, широкий, узкий, шире, уже, низкий, мерки» ниже». «Линейка. Единицы Единицы измерения: миллиметр, сантиметр, метр, измерения. Измерение километр, измерительные приборы, навыки измерения. длины, ширины и высоты» 1«Ориентировка пространстве» Модуль 3. Ориентирование в пространстве и во времени. в Пространственные представления, понятия «слева», «справа», ориентировка на плоскости. . 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1 1. 2 2. 3 3. 4 4. 5 5. Модуль 4. Геометрические фигуры. Геометрические фигуры, ориентировка на плоскости. 1«Геометрические фигуры» Понятия «луч», «отрезок», построение лучей и отрезков, 2«Луч, отрезок» ориентировании на плоскости и в пространстве. 3«Числовой луч и числовой Понятия «числовой луч», «числовой отрезок», отрезок» построение лучей и отрезков, ориентировании на Понятия «прямая линия», «ломанная линия», «углы», 4«Ломаные линии. Виды плоскости и в пространстве. проведение прямых линий через две точки, устный счёт. углов» Понятия «многоугольник», «угол», «вершина», 5«Многоугольники» построение углов, ориентировании на плоскости и в Трапеция и её свойства, представления о трапеции, 6«Трапеция» пространстве. числовой ряд. «Ромб» Ромб и его свойства, представления о ромбе, числовой ряд. Модуль 5. Сравнение предметов «Сравнение групп предметов Сравнение групп предметов по количеству, по количеству» согласование числительных с существительными. «Создание совокупностей Свойства предметов, создание совокупностей предметов по общему предметов по общему свойству, решение задач. Свойства предметов, создание совокупностей «Создание совокупностей свойству» предметов по заданным предметов по заданным условиям, решение задач. условиям» «Равенство и неравенство» Преобразование неравенств в равенства, число и цифра 0, решение арифметических задач. «Знаки «=», «>», «<» Сравнение групп предметов по количеству, использование знаков«=», «>», «<». 4 год обучения № Тема Развернутое содержание работы п/п 1. 2. 1«Счёт до 20. Обозначение числа 20» «Прямой и обратный счёт в пределах 20» 3. «Сумма чисел» 4. «Образование третьего десятка» чисел 5. «Обозначение третьего десятка» чисел 6. «Разность чисел» 7. «Чётные числа» и нечётные 8. «Счёт со основания» сменой Модуль 1. Счёт предметов. Счёт до 20, сравнение групп предметов по количеству, соотнесение символов и количества предметов, пространственные представления. Навыки прямого и обратного счёта в пределах от 1 до 20, сравнение групп предметов по количеству, согласование числительных с существительными. Устный счёт, понятия «слагаемое, сумма», замещение предметов условными обозначениями. Образование чисел третьего десятка, создание совокупностей предметов по заданным условиям, измерение предметов с помощью линейки. Обозначение чисел третьего десятка, измерение площади фигур, согласование числительных с существительными. Понятия «уменьшаемое, вычитаемое, разность», вычисления с помощью числового ряда, согласование числительных с существительными. Понятия «чётные и нечётные», вычисления с помощью числового ряда, согласование числительных с существительными. Правила счёта со сменой основания. 9. «Счёт десятками» Счёт десятками, устный счёт. «Типы организации чисел и цифр» Типы организации чисел и цифр, устный счёт. «Образование четвёртого десятка» чисел 11. Образование чисел четвёртого десятка, создание совокупностей предметов по заданным условиям, измерение предметов с помощью линейки. чисел 12. «Обозначение четвёртого десятка» Обозначение чисел четвёртого десятка, измерение площади фигур, согласование числительных с существительными. 10. Модуль 2. Размер предметов. «Тяжелее, легче» Понятия «тяжелее, легче», сравнение предметов по массе. «Измерение массы. Единицы Мерка для измерения массы, понятие «килограмм», измерения массы» измерение длины с помощью линейки. «Определение объёма Объём фигур, мерка для измерения сыпучих тел. 3. сыпучих тел с помощью «Определение объёма жидких Объём жидких тел, мерка для измерения жидких тел, 4 мерки» тел с помощью мерки» вычисление с помощью числового луча. «Единицы измерения объёма Сравнение объёмов жидких тел, единицы измерения 5. жидких тел» объёма жидких тел. Модуль 3. Ориентирование в пространстве и во времени. Пространственные представления, понятия 1. «Пространственные отношения: «внутри», «внутри», «снаружи», ориентировка на 2. «снаружи» «Временные отношения: плоскости. Временные отношения: «раньше», «позже», «сначала», «раньше», «позже», «потом» «сначала», «потом» 3. «Цикличность: «времена Ориентировка во времени, последовательность времён года. года» 4. «Цикличность: «дни Последовательность дней недели. недели» 5. «Календарь» Понятие «календарь», виды календарей. 6. «Цикличность: «сутки» Понятие «сутки», части суток. 7 «Время: «часы», Часы, виды циферблатов. «циферблат» Модуль 4. Геометрические фигуры. «Площадь. Измерение Площадь фигур, сравнение площадей фигур, 1 площади с помощью мерки» ориентировка на плоскости. «Измерение формы и Измерение формы и площади геометрических фигур, 2. геометрических фигур, площади геометрических преобразование ориентировании на плоскости и в пространстве. фигур» 1. 2. 3. «Единицы площади» измерения 4. «Цилиндр» 5. «Конус» 6. «Параллелепипед» 7. «Призма» Сравнение фигур по площади, единица измерения площади, числовой ряд. Цилиндр и её свойства, представления о цилиндре, числовой ряд, устный счёт. Конус и её свойства, представления о Конусе, числовой ряд, ориентировании на плоскости и в пространстве. Параллелепипед и её свойства, представления о параллелепипеде, числовой ряд. Призма и его свойства, представления о призме, числовой ряд. 1. «Сравнение групп предметов по количеству» Модуль 5. Сравнение предметов. Сравнение групп предметов по количеству, согласование числительных с существительными. 2.3. Формы, способы, методы и средства реализации Программы Формы образовательной деятельности Режимные моменты Индивидуальные Подгрупповые Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Формы организации детей Групповые Индивидуальные Подгрупповые Индивидуальные Совместная деятельность с семьей Групповые Подгрупповые Индивидуальные Утренняя ПознавательноОрганизация игровой Консультации, гимнастика исследовательская деятельности: Беседы, Подвижные игры деятельность Сюжетно-ролевая Семинар -практикум, Тематические Проектная игра Круглый стол, беседы Чтение Игры-драматизации Родительский клуб деятельность: Слушание Организация краткосрочные, Настольно-печатные музыкальных долгосрочные. Рассматривание выставки, минипроизведений музея Продуктивные: альбомов, коллекций Рассматривание коллаж, Подвижные игры Проектная репродукций фотовыставки деятельность местных вернисаж. Коллекционирование художников Наблюдения Игры Освещение Наблюдения: Праздники деятельности ДОУ *целевые, Развлечения Досуги через Сайт ДОУ *долгосрочные, Организация Совместные *краткосрочные. тематических праздники и Игры: развлечения выставок Чтение -ролевые, Физкультурные -театрализованные, занятия -дидактические, Моделирование -сюжетно-ролевые, Просмотр видео -настольно – Средства образования и развития печатные Чтение Музыкальный ряд «Весёлый счёт» Презентации: «Большой- маленький», «На что похожа цифра», «Части Зрительный ряд суток», «Состав числа», «Весёлые задачки», «Заколдованные цифры» Демонстрационные наборы: «Цифры», «Геометрические фигуры», «Что где находится?» Иллюстрации: «Дикие и домашние животные», «Части суток», «Числа вокруг нас». Видео: «Арифметика малышка», «Математика с Хрюшей и Степашкой», «Математика для малышей», «Шишкина школа- Математика», «Математика для дошколят». Литературный ряд «Занимательные задачки», «Весёлые стихи» С.Я.Маршак «Весёлый счёт» М.Смирнова «Арифметика для малышей» «Задачи в стихах» В.Волина «Праздник числа», Заблицкая В. Стихи Кожевникова Н.Ю. Стихи Попов П. Стихи И.Дорошенко «Геометрия в стихах» О.Беляков «Заколдованные цифры» И. Гурина «Математика для детей. Стихи про цифры» И. Гурина «Занимательная математика для малышей: счёт» Детский журнал «Весёлый колобок» Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместная деятельность Режимные Познание Беседамоменты Чтение -Познавательноисследовательская и художественной литературы продуктивная Наблюдение (конструктивная) Сравнение деятельность. Моделирование -Формирование Решение проблемных целостной картины ситуаций мира Экспериментирование -Формирование Игры с правилами элементарных математических представлений. Фронтальные, индивидуальные, игровые. ОД Самосто ятельная В центре природы: деятельность наблюдение, календари природы, зарисовки по наблюдениям; В центре сюжетноролевых игр: игры на различную тематику, режиссёрские игры; Экспериментирование в центре природы; Строительный центр: различные постройки ,постройки по схемам ( в старшем возрасте) Книжный уголок (рассматривание книг, иллюстраций, альбомов) Игры в центре математики Взаимодейс твие с семьёй и С семьёй: социумом Составление коллекций; Совместные проекты; Праздники и развлечения Экскурсии, совместные походы; Решение проблемных ситуаций. 2.4.Психолого-педагогические условия программы 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. 3. Организационный раздел программы 3.1. Организационные условия реализации программы Программа рассчитана на четыре года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Согласно требованиям Сан Пин : Продолжительность занятий для детей 3-4 лет не более 20 минут, 1 раз в неделю, 12 месяцев в год; Продолжительность занятий для детей 4-5 лет не более 20 минут, 1 раз в неделю, 12 месяцев в год; Продолжительность занятий для детей 5-6 лет не более 25 минут, 1 раз в неделю, 12 месяцев в год; Продолжительность занятий для детей 6-7 лет не более 30 минут, 1 раз в неделю, 12 месяцев в год. Занятия проводятся во вторую половину дня. 3.2. Учебно-методическое обеспечение 1. Дошкольное образование.- Издательский дом «Первое сентября», № 1, 2012г. 2. Дошкольное образование.- Издательский дом «Первое сентября», № 5, 2013г 3. Дошкольное образование.- Издательский дом «Первое сентября», № 8, 2013г 4. Дошкольное образование.- Издательский дом «Первое сентября», № 2, 2014г 5.Лопатина А., Скребцова М. Добрая математика. – М.: Амрита – Русь, 2009. 4. Михайлова З.А. Математика от трех до семи. – СПб: Детство – пресс, 2007. 8.Моисеева М.Ф., Федорова А.И. Сказочная угадайка. – СПб.: Смарт, 1996. 9.Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Физкультура и спорт, 1990. 5. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. – М.: Мозаика – синтез,2009. 6. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Акцидент, 1997. 7. Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – Воронеж, 2007. 8. Петерсон Л.Г. Кочемасова Е.К. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1 и 2.- М.: Издательство «Ювента», 2014. 9. Петерсон Л.Г. Кочемасова Е.К. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 3 и 4.- М.: Издательство «Ювента», 2014. 10. Сычёва Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (1-й год обучения): Конспекты занятий.- М.: Национальный книжный центр, 2014. 11. Сычёва Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (2-й год обучения): Конспекты занятий.- М.: Национальный книжный центр, 2014. 12. Сычёва Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (3-й год обучения): Конспекты занятий.- М.: Национальный книжный центр, 2014. 13. Сычёва Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (4-й год обучения): Конспекты занятий.- М.: Национальный книжный центр, 2014. 3.3 Материально-техническое обеспечения Программы Материалы и оборудование: Телевизор Ноутбук Настольные игры