программа обучение чтению

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
Детский сад № 99 комбинированного вида «Домовенок» г. Орск
462430 г. Орск, Оренбургская область
ул. Добровольского, 21 «А», тел. 8(3537)40-06-18, 40-13-43
E-mail: mdoau-99orsk@yandex.ru

X
подписано цифровой подписью
Телеш Н.Г.

ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
Протокол № 5
от «05» июня 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОАУ «Детский
сад № 99 «Домовенок» г. Орска
______________Н.Г. Телеш
Приказ № ____от «05» июня 2023 г.

Дополнительная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности
«Обучение чтению»
на 2023-2024 учебный год
Возраст детей 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет
Срок реализации 1 год
(с 01.09.2023 г. по 30.08.2024 г.)

г. Орск, 2023 г.

Содержание программы
1.

Целевой раздел

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи реализации Программы

4

1.3. Принципы и подходы к реализации Программы

5

2.

Содержательный раздел Программы

7

2.1 . Условия реализации Программы

7

2.2. Учебный план Программы

9

3. Ожидаемые результаты

17

4. Литература

20

2

1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Современная школа предъявляет большие требования к детям,
поступающим в первый класс. Важная задача детского сада состоит в том, чтобы
на протяжении всего периода воспитания ребенка, начиная с младшей группы,
постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе, формировать
обобщенные, систематизированные знания об окружающей действительности,
умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических
задач. Поэтому своевременная работа по обучению чтению является актуальной
и важной задачей, стоящей перед педагогом.
Данная программа разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №
1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»,
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г. «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»,
• Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» с изменениями,
внесенными: приказом Минпросвещения России от 05.09.2019 № 470; приказом
Минпросвещения России от 30.09.2020 г. № 533,
• Устав МДОАУ.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность,
интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Актуальность программы
Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше
время не вызывает сомнения. По словам Л.С. Выготского «только - то обучение
в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за
собой».
3

Наша задача состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к
познанию. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой
деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.
Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков
в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии
человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями.
Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей
ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только
как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство
самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков,
имеющий общеучебный характер. Это и повседневное общение, и залог
успешного обучения в школе, овладение будущей профессией.
Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много:
• На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание
слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;
• Обогащается словарный запас;
• Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к
мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык,
который хорошо бы выработать с детства);
• Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим
удовольствием;
• Раннее чтение влияет на грамотность.
• Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте,
благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и
на общее развитие личности ребёнка.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель: научить ребёнка читать с помощью игры в кубики Н.А. Зайцева
(читать слова по складам, «писать» слова кубиками).
Задачи:
• познакомить детей с кубиками и таблицами, научить различать кубики по
цвету, звучанию, величине, классифицировать их;
• уверенно называть склады на кубиках и таблице, составлять слова;
• развивать устную речь путем пропевания складов по таблице, кубикам;
• свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
• способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи ребёнка;
• привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению;
4

• развивать у детей внимание, память, воображение, логическое мышление,
мелкую моторику рук, слух;
• воспитывать любовь к родному языку.
1.3. Принципы и подходы к реализации Программы
Данная программа рассчитана на один год и предназначена для детей с 3 до
7 лет. Её основу составляет обучение дошкольников по методике Н.А. Зайцева.
Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и взрослого с
использованием таблиц и кубиков Н.А. Зайцева. Отличительные особенности
программы использование методов и приемов Н. А. Зайцева при обучении
чтению, а также принципов, положенных в основу этого обучения.
Главный принцип методики Зайцева — складовой принцип, т. е. самой
маленькой единицей речи в этой методике является не буква, не слог, а склад
(сочетание согласной буквы с гласной, согласной буквы с мягким или твердым
знаком или же одной буквы) — усилие, которое делает человек, когда
произносит звук. «Природные» склады, утверждает Николай Зайцев, знакомы и
понятны каждому уже с первых попыток заговорить в младенчестве. Поэтому
складовой принцип, иначе говоря произношение буквосочетаний, не вызывает
неестественного напряжения речевого аппарата у ребенка.
Освоение навыка чтения по складам происходит постепенно, в два этапа.
Первый этап: восприятие и узнавание складов. Сначала у ребенка
формируются визуальный и звуковой образы складов в так называемом режиме
«неполного узнавания». Ребенок двигается от таблицы к таблице и вслед за
взрослым показывает, повторяет, прочитывает тот или иной склад. С помощью
взрослого или по его указанию малыш выбирает нужные склады на кубиках для
составления слов, а потом озвучивает написанное. Результат: у ребенка
возникает чувство, что склад, который он видит, ему уже знаком.
Второй этап: воспроизведение складов. Ребенок все более уверенно,
самостоятельно находит и произносит склад за складом. Результат: ребенок
полностью овладевает навыком складового чтения.
Занимаясь со «складовыми таблицами» и кубиками Зайцева, ребенок будет
постоянно искать ответ или решение. В процессе «игры», ребенок научится
читать, выделять слоги из слов, определять ударение в словах, составлять слова в
предложения, а также считать и писать. При этом методика Зайцева полностью
задействует все детские органы чувств: осязание, слух и зрение.
Основные дидактические принципы:

5

• От общего к частному и от частного к общему. Именно складывание
слов и разбивание слова на склады и есть наглядная демонстрация этого
принципа.
• От конкретно-образного через наглядно-действенное к словеснологическому. Для начала малыш изучает кубики, просто играя с ними, далее
знакомится со звучанием каждого склада, которые он видит на кубике (лучше
пропевать склады вместе с ним), потом сам начинает складывать слова из
кубиков. Постепенно малыш учится читать и создавать слова и, наконец, чтение
становится достаточно быстрым, а мышление малыша становится словеснологическим.
• Обеспечение наглядности с использованием различных каналов
восприятия. Это не что иное, как таблицы-тренажеры. С их помощью малыш
сможет осмыслить, закрепить и повторить пройденный материал.
• Системная подача материала и алгоритмизация учебных действий.
Именно благодаря систематическим занятиям (1 раз в неделю) по алгоритму от
простого к сложному можно добиться успехов при помощи данной методики.
• Учет физиологии восприятия учебной информации. Занятия
проводятся в игровой форме, в движении посредством игры. Игра, как одно из
мощнейших средств развития ребенка, органично встраивается в сложный
процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом
ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с
первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для
детей в желанное, доставляющее радость занятие.
• Охрана здоровья учащихся. Нет монотонности, нет постоянного
положения сидя. Ребята не только не теряют в результате обучения здоровье, но
и исправляют уже имеющиеся недостатки (улучшение зрения, выравнивание
начинающегося сколиоза). Дети постоянно сменяют вид деятельности – то стоя у
складовых блоков на таблице с высоко поднятой головой, следя издали (3-5
метров) за движением указки и пропевая склады, то сидя на ковре «угадывая» по
складовым картинкам слова, то стоя или сидя за столом, собирая слова из
кубиков, а то и бегом от стола к столу, сортируя кубики по одному из признаков
(классификации) и т.д. Поэтому необходимость в физкульминутке отпадает.
Курс связан с несколькими направлениями образовательной деятельности:
познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие. Структурно
занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий
и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится
определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и
таблицами может проводиться параллельно с изучением темы по окружающему
6

миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть
использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по
формированию и развитию навыка чтения.
2. Содержательный раздел Программы
2.1. Условия реализации программы
Категория обучающихся: дети от 3 до 7 лет (вторая младшая группа,
средняя, старшая и подготовительная группа)
Количество обучающихся: от 5 до 14 человек
Продолжительность обучения: 12 месяцев (1 сентября по 31 августа)
Место реализации образовательной программы: МДОАУ «Детский сад
№ 99 «Домовенок»
Организационные условия:
Реализация
программы
осуществляется
за
рамками
основной
образовательной программы ДОУ на платной основе в форме дополнительного
образования. Занятия проводятся 1 раза в неделю.
Материально-технические условия реализации программы:
Кабинет, аудио проигрыватель, обручи спортивные, карандаши, игрушки,
магнитно-маркерная доска, мебель: столы, полки для кубиков.
Кадровые:
Автор-составитель и исполнитель программы – Милокумова А.А., учительлогопед МДОАУ «Детский сад № 99 «Домовенок», первая квалификационная
категория, высшее педагогическое образование.
Формы и методы проведения занятий:
В основу положено обучение дошкольников по методике Н.А. Зайцева. В
своей методике Николай Зайцев предлагает альтернативу слогам – использует
склады. У него – это основная единица языка. Складом может быть одна буква,
сочетание гласной и согласной, согласной и твердого знака, согласной и
твердого знака. Такой принцип чтения – складовой – является основой методики
Зайцева. Такая методика очень похожа с букварем Федота Кузьмичева, XIX век,
и азбукой Л. Толстого. В этих книгах тоже был использован принцип обучения
по складам.
Склад можно определить, приложив руку ниже подбородка и произнеся
слово. То усилие мускулов, которое вы почувствуете рукой и будет являться
складом.
Склады по его методу располагаются на кубиках и в таблицах. Он
использовал в помощь обучению зрение, слух и тактильные ощущения, т.к.
аналитическое мышление. Расположив склады на кубиках, Зайцев сделал их
7

отличающимися по цвету, звучанию, размеру. С помощью этого, когда ребенок
берет кубики, задействуются различные каналы восприятия.
Форма построения занятия:
• Организационный момент.
• Классификация кубиков.
• Озвучивание кубиков и таблиц.
• Поиск.
• Письмо и чтение слов.
Основными формами образовательного процесса являются:
• игровые занятия;
• занятия - соревнования;
• занятия – викторины;
• занятия – обобщения;
• занятия- путешествия.
1. Словесные методы обучения:
а) объяснение;
б) пропевание (звуков и складов).
2. Наглядные методы обучения:
а) показ кубиков, таблиц;
б) использование дополнительных пособий
(иллюстрации,
карточки, настольно - печатные игры);
в) показ способов действия.
3. Практические методы обучения:
а) совместная деятельность взрослого и детей;
б) самостоятельная детская деятельность.
Методическое обеспечение программы:
1. Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.:
НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.
2. Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н.
Зайцева», 2012.
3. Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н.
Зайцева», 2012.
4. Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО
«Методики Н. Зайцева», 2012.
Дидактический материал:
1. 6 картонных листов настенных таблиц формата В2 (520х720мм);
2. 4 листа таблиц формата B3 (360х520мм);

8

3. 52 картонных кубика (50х50мм и 60х60мм) – 2 набора; 4. Учебная
аудиокассета с напевками всех складов;
5. 240 складовых картинок.
6. "Кто вокруг меня живет, что вокруг меня растет" - учебное пособие из
180 карточек с изображениями животных, растений и грибов и их названиями.
7. Подборка загадок,
пословиц, поговорок, потешек, стихов,
басен, кроссвордов
8. Карточки слов.
2.2. Учебный план Программы
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 12 месяцев (с 1 сентября по 31
августа). Продолжительность одного занятия 25 - 30 минут, что составляет 1
академический час. Всего занятий - 48 .
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

«Как тебя зовут?»
«Как зовут маму?»
«Как зовут папу?»
Игра «Классификация1»
«Моя любимая еда»
«Путешествие»
«Смешные слова»
«Поющий город»
«Певцы»
«Озвучить выбранный кубик»
«Магазин игрушек»
«Поезд»
«Загадки»
«Фотографы»
«Где я живу?»
«Зоопарк»
«Составление поездов»
«Наше меню»
«Здравствуй гостья зима!»
«Волшебники»
«Составь слово»

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Месяц

сентябрь

октябрь
ноябрь

декабрь

январь

9

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

«Загадки 2-3»
«Зима»
«Детский сад»
«Найди слово»
«Буквенные поля»
«Профессии»
«Загадки 3-4»
«Волшебники»
«Столбики»
«Викторина-эстафета «Мамины
помощники»
Грамматика с кубиками
Чтение словосочетаний
Работа с предложением
«Тень – тень»
Отработка чтения и письма проблемных
складов
Отгадывание и составление кроссвордов
Отработка чтения и письма проблемных
складов
Чтение скороговорок
«Загадки 2-3»
«На зеленом лугу»
«Путешествие на луну»
«Путешествие»
Грамматика с кубиками
«Лента знаков»
«Столбики»
Отгадывание и составление кроссвордов
Открытое занятие «Чему мы научились за
год»
ИТОГО:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

февраль
март

апрель

май

июнь

июль

август

48

Раздел 1: Восприятие и частичное узнавание складов
Тема 1: «Как тебя зовут»?
Теория: Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ.

10

Познакомить детей с правилами поведения на занятии, друг с другом.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии. Формирование
представлений детей о многообразии звуков, развитие фонематического слуха.
Воспитывать коллективизм, умение сотрудничать. Осваивание складов.
Практика: Дыхательные упражнения. Чистоговорки. Прописывание имен
указкой по таблице. Упражнение «Какую песенку тебе спеть»? Озвучить
выбранный кубик. (Попевка1)
Тема 2: «Как зовут маму, папу»?
Теория: Осваивание складов. Учить в процессе манипуляции с кубиками
сортировать кубики по признакам: глухие-звонкие.
Практика: Дыхательные упражнения. Чистоговорки. Упражнение «Какую
песенку тебе спеть»? Командная игра-соревнование «Классификация». Игра
«Поезд», «Сардельки и сосиски». Прописывание имен указкой по таблице.
Коллективное выкладывание имен из кубиков. Игра «Бесконечный круг».
Тема 3: «Моя любимая еда»
Теория: Осваивание складов.
Практика: Дыхательные упражнения. Чистоговорки. Упражнение «Какую
песенку я спела?» (найти по таблице). Прописывание блюд указкой по таблице.
«Какое слово тебе написать?». Выкладывание кубиками.
Тема 4: «Путешествие»
Теория: Осваивание складов. Учить в процессе манипуляции с кубиками
сортировать кубики по признакам: твердые-мягкие. Работа с кубиками на
заданную букву. Разбиение на условные слова.
Практика: Дыхательные упражнения. Упражнение «Какую песенку тебе
спеть»? Командная игра-соревнование «Классификация». Игра «Поезд» (2
поезда на буквы «А» и «Я» - «Братишки-сестренки)». Игра «Сардельки и
сосиски».
Тема 5: «Поющий город»
Теория: Осваивание складов. Учить детей чувствовать, что слово не
бесконечно имеет свою длину, учить манипулировать с кубиками.
Практика: Дыхательные упражнения. Чистоговорки. Упражнение «Какую
песенку я спела»? Игра «Поезд» (2 поезда на буквы «У» и «Ю» - «Братишкисестренки)». Упражнение «Поющие башенки». Озвучиваем поющую башню,
затем строим свои башни и озвучиваем. Игра «Смешные слова».
11

Раздел 2: Узнавание складов
Тема1: «Певцы»
Теория: Осваивание складов. Система поиска нужного склада. Узнавание
своего имени и имен близких из ряда других слов.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку
тебе спеть/я спела»? Упражнение «Письмо слов по таблице 1», Игра «Поезд» (2
поезда на буквы «О» и «Ё» - «Братишки-сестренки)». Игра «Найди кубики по
песенке».
Тема2: «Магазин игрушек»
Теория: Осваивание складов. Система поиска нужного склада.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку
тебе спеть/я спела»? Упражнение «Письмо слов по таблице 1», Игра «Поезд» (2
поезда на буквы «Э» и «Е» - «Братишки-сестренки)». Игра «Магазин».
Переписывание слов со складовых картинок.
Тема3: «Загадки»
Теория: Осваивание складов. Система поиска нужного склада.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку
тебе спеть/я спела»? Игра «Поезд» (2 поезда на буквы «Ы» и «И» - «Братишкисестренки)». Попевки А-Я, У-Ю, О-Ё, Э-Е. Игра «Загадки», «Какие слова
начинаются на первый кубик этого слова?», «Угадай-ка».
Тема 4: «Фотографы»
Теория: Осваивание складов. Воспроизведение и запоминание складов.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку
тебе спеть/я спела»? Игра «Фотоаппарат кубиков». Упражнение «Посмотри и
повтори». Игра «Живое слово». Классическая работа со складовыми картинками
(чтение, переворот и отгадывание).
Тема 5: «Где я живу?»
Теория: Осваивание складов. Расширение словарного запаса, отработка
навыка поиска и составления складов.
12

Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку я
спела, какую тебе спеть?». Игра «Чудесный мешочек». Письмо по таблице и
кубиками адресов проживания, названия города, достопримечательностей,
столицы, страны. Игра «Кубики разбежались», «Прочитай кубик у соседа»,
«Задуманное слово», «Чудесный мешочек». Переписывание слов со складовых
картинок.
Тема 6: «Зоопарк»
Теория: Осваивание складов. Расширение словарного запаса, интуитивное
чтение слов. Отработка категорий единственного и множественного числа.
Классификация картинок по группам животных (дикие и домашние животные,
птицы, морские обитатели, насекомые).
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку
тебе спеть, какую я спела»? Игра «Поезд», вагончики-имена. «Посмотри и
повтори». Классическая работа со складовыми картинками (чтение, переворот и
отгадывание). Письмо слов из кубиков по складовой картинке. Игра «Путаница»
(животные перепутали свои места). Игра «Кто быстрей найдет склад?»,
«Задуманное слово».
Тема 7: «Наше меню»
Теория: Осваивание складов. Расширение словарного запаса, интуитивное
чтение слов.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку я
спела, какую тебе спеть?». Командная игра «Суп и каша», игра «Обед».
Составление меню на завтрак, обед, полдник и ужин. Выкладывание кубиками.
Игра «Кто знает, где это блюдо?». Игра «Сварим суп, компот». Игра «Чудесный
мешочек» (с кубиками).
Раздел 3: Обучение чтению по слогам слов из 2-3 складов
Тема 1: «Волшебники»
Теория: Чтение и письмо складам.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку
тебе спеть, какую я спела»? Упражнение «Письмо слов по таблице 1 –
волшебные слова». «Игра «Что у меня в шкатулке?» (называются кубики, из
13

которых состоит слово, дети отгадывают и составляют слово). Игра
«Трансформер, волшебник» (превращения слов вода-сок, вода-молоко, рыбамясо, каша-суп, муха-слон, ночь-день). Упражнение «Цепочка».
Тема 2: «Загадки 2-3»
Теория: Чтение и письмо складам. Составление слов из 2-3 складов.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку
тебе спеть, какую я спела»? Упражнение «Письмо слов по таблице 1 – мои
подарки». Игра «Живое слово». Загадки с отгадками на 2-3 кубика. Игра
«Чудесный мешочек» (с игрушками).
Тема 3: «Зима»
Теория: Чтение и письмо складам. Составление слов из 2-3 складов.
Зрительное запоминание и воспроизведение целого слова.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку
тебе спеть, какую я спела»? Упражнение «Письмо слов по таблице 1 –
развлечения зимой, погода зимой».
Игра «Лото» (по теме «Зима»).
Классификация слов из 2-3 складов – найди лишнее слово, распредели на
группы, подбери слова на 1 тему. Командная игра «Составление слов» из 2
кубиков лыжи-сани, шар-куб, каша-суп, день-ночь, море-горы, дым-пар, рыбамясо (кубики приготовлены). Работа со складовыми картинками по теме «Зима».
Тема 4: «Детский сад»
Теория: Чтение и письмо складам. Составление слов из 2-3 складов.
Зрительное запоминание и воспроизведение целого слова.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку
тебе спеть, какую я спела»? Упражнение «Письмо слов по таблице 1 –мои друзья
в детском саду». Упражнение «Инструкции». Упражнение «Фотоаппарат слов».
Работа со складовыми картинками по теме «Детский сад». Командная игра
«Сбей и составь».
Раздел 4: Обучение чтению целым словом из 3-4х и 4-5 букв
Тема 1: «Буквенные поля»
Теория: Чтение и письмо
воспроизведение целого слова.

складам.

Зрительное

запоминание

и
14

Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку
тебе спеть, какую я спела»? Упражнение «Письмо слов по таблице 1 – что на
поле я найду». Упражнение «Поля слов». Упражнение «Фотоаппарат слов».
Работа со складовыми картинками. Командная игра «Составление слов» из 3
кубиков: шапка-пальто, кошка-собака, ключ-замок, чашка-ложка, коровалошадь, двери-окна (кубики приготовлены или выбирают дети). Игра «Чудесный
мешочек» (с игрушками).
Тема 2: «Профессии»
Теория: Чтение и письмо складам. Составление слов из 3-4 складов.
Зрительное запоминание и воспроизведение целого слова.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в вертикальной
плоскости, пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. «Какую песенку я
спела»? Упражнение «Письмо слов по таблице 1 – «загадалки» «военные
профессии». Игра «Лото» (по теме «Защитники Родины»). Классификация слов
из 3-4 складов – найди лишнее слово, распредели на группы, подбери слова на 1
тему. Командная игра «Составление слов» из 4 кубиков пароход-самолёт,
пароходы-самолеты, рубашка-пиджак, рубашки-пиджаки, пельмени-оладьи
(кубики приготовлены). Работа со складовыми картинками по теме «День
защитника Отечества».
Тема3: «Загадки 3-4»
Теория: Чтение и письмо складам. Зрительное запоминание и
воспроизведение целого слова.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в горизонтальной
плоскости. «Какую я спела»? Игра «Живое слово», «Задуманное слово». Загадки
с отгадками на 3-4 кубика. Упражнение «Фотоаппарат слов». Работа со
складовыми картинками. Командная игра «Составление слов» из 3 кубиков:
шапка-пальто, кошка-собака, ключ-замок, чашка-ложка, корова-лошадь, двериокна (кубики приготовлены или выбирают дети). Игра «Чудесный мешочек» (с
игрушками).
Тема 4: «Столбики»
Теория: Чтение и письмо складам. Зрительное запоминание и
воспроизведение целого слова.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в горизонтальной
плоскости. «Какую песенку я спела»? Игра «Задуманное слово» - 3 варианта
(выставляются в столбики). Игра «Загадки» (с отгадками на 3 кубика) –
15

выставляются в столбик. Упражнение «Столбики». Упражнение «Назови букву в
слове», «Прочитай наоборот».
Тема 5: «Викторина-эстафета «Мамины помощники»
Теория: Чтение и письмо складам. Зрительное запоминание и
воспроизведение целого слова.
Практика: Дыхательные упражнения. Пение по таблице 1 в горизонтальной
плоскости. «Какую песенку я спела»? Игра «Загадалка» (1 балл отгадал, 2 балла
написал). Упражнение «Фотоаппарат из слов», «Посмотри и повтори». Игра
«Цепочка», «Кто больше назовет слов со складом…?», «Инструкции».

Раздел 5: Формирование и закрепление словесного чтения
Тема 1: «Грамматика с кубиками»
Теория: Изменение слова с помощью приставок, суффиксов, окончаний.
Закрепление навыка словоизменения и словообразования.
Практика: Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов имен
существительных; употребление приставочных глаголов; согласование
существительных и прилагательных в роде; подбор однокоренных слов. Игра
«Превращение». Работа со складовыми картинками.
Тема 2: «Чтение словосочетаний»
Теория: Чтение и письмо складам. Зрительное запоминание и
воспроизведение словосочетаний.
Практика: Работа с таблицами, кубиками. Подбор слов по картинкам. Игра
«Классификация». Упражнения «Найди пару», «Найди слово по смыслу».
Тема 3: «Работа с предложением»
Теория: Простое беспредложное предложение. Распространенное
предложение. Знаки препинания и заглавные буквы.
Практика: Счет слов в написанном предложении, расстановка знаков
препинания. Неоформленное предложение, распространенное предложение.
Работа с таблицами 1, 2.
Тема 4: «Отработка чтения и письма проблемных складов»
Теория: Чтение и письмо складов с мягкими слияниями или другими
проблемными складами. Зрительное запоминание и воспроизведение целого
слова.
16

Практика: Склады жи-ши, же-ше, ча-ща, чу-щу, це – ь. Работа с указкой и
кубиками, попевки. Работа с таблицами и кубиками.
Тема 5: «Отгадывание и составление кроссвордов»
Теория: Чтение и письмо складам. Зрительное запоминание
воспроизведение целого слова.
Практика: Составление слов и из них кроссвордов. Работа с кубиками и
картинками.
Тема 6: «Чтение скороговорок»
Теория: Чтение и письмо складам.
воспроизведение целого слова. Практика:

и

Зрительное

запоминание

и

Тема 7: «Открытое занятие «Чему мы научились за год»
Теория: Чтение и письмо складам. Зрительное
воспроизведение целого слова. Практика:

запоминание

и

3. Ожидаемые результаты освоения программы
По окончании обучения дети должны уметь:
1. Вид деятельности – письмо, чтение – последовательное выкладывание
(или показ) складов и их озвучивание.
Уметь легко ориентироваться в кубиках.
Легко отыскивать нужную букву.
Уметь составлять и разбирать различные слова по образцам.
Дописывать кубиками слова, которые начал составлять взрослый, и
прочитывать их.
Дописывать по таблице слова, которые начал составлять (показывать
указкой) взрослый: показывать своим пальчиком или указкой, одновременно
прочитывая их.
2. Вид деятельности – поиск. Этот вид деятельности можно назвать
настоящим «стимулятором» для восприятия, внимания и памяти малыша. Он
призван закрепить представления ребенка о видах кубиков и порядке
расположения складов на кубиках и в таблицах. Поиск — основной вид
деятельности на этапе усвоения и закрепления системы складов. Ребенок сможет
осуществлять:
Поиск объекта (кубика, группы складов, склада) по заданным свойствам:
17

Примеры:
«Найди среди кубиков железный кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» и принеси
его».
«Найди серую строчку «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» в этой таблице» («Таблица
№1»).
«Найди и покажи в слове «БАБУШКА» серый склад
«БА». Поиск места объекта по заданным ориентирам
Примеры:
«Найди среди кубиков кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ», он находится первым в
дорожке из кубиков (среди больших железных кубиков, верхним в башенке из
кубиков и т. д.) и принеси его».
«Найди на кубике «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» склад «БЭ». Поверни к себе кубик
и посмотри на верхнюю грань».
«Найди и покажи в слове «БАБУШКА» склад «БА», он находится впереди
(крайним слева, первым по счету)».
«Найди строчку «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» в таблице. Это самая первая строчка
сверху (первая слева верхняя строчка)».
«Найди склад «БА» в таблице. Он находится сразу под «Б» («Таблица №1»).
Он находится рядом с «Б» в самой верхней строчке (в одном из самых первых
столбиков наверху)» («Таблица №2»).
3. Вид деятельности - озвучивание или пропевание складов — ведущий вид
деятельности на начальном этапе обучения чтению. Озвучивание складов
проходит по кубикам и по таблицам и занимает совсем немного времени.
Пропевание — прекрасная фонетическая разминка, с ее помощью «шлифуется»
произношение каждого звука, тогда как в потоке обычной речи дефекты дикции
малыша могут быть не слышны, не заметны. Запоминание складов через
пропевание идет удивительно быстро. Это происходит за счет многократных
повторений.
Ребенок может:
Озвучивать кубики. (Озвучить любой кубик (по своему выбору).
Озвучивать таблицы.
Озвучивать склады последовательно столбиками, двигаясь слева направо:
сначала все верхние столбики сверху вниз, потом все нижние столбики сверху
вниз («Таблица № 1», по отдельным столбикам сверху вниз («Таблица № 2»).
Озвучивать столбики с парными согласными по «Таблице № 1» сверху
вниз: верхний столбик, потом нижний столбик и т. д.

18

Озвучивать склады по таблицам строчками: последовательно сверху вниз.
Озвучивать склады в любом другом порядке, последовательно или выборочно,
на разные мотивы знакомых детских песенок.
Ребенок может действовать вместе со взрослым или самостоятельно, под
наблюдением взрослого.
4.Вид деятельности – классификация — это распределение кубиков на
отдельные группы. Ребенок умеет классифицировать:
По размеру.
По цвету.
По цвету и звучанию.
По размеру, цвету и звучанию.
По гласным буквам.
По согласным буквам.
Владеет основными этапами классификации:
Выбор кубика из числа других кубиков. Выбираем нужный кубик из
двух-трех, а потом из пяти-шести других кубиков.

19

4. Список литературы
(по алфавиту, если есть интернет-источники, то они указываются ниже и
фиксируется дата выхода в интернет)
1. Пятибратова Н.В. Учимся с удовольствием! Система быстрого обучения
чтению детей 5-6 лет с речевыми нарушениями по методике Н.А.
Зайцева/Пятибратова Н.В.; под ред. Н.Я. Ильяковой. – М.: Издательство ГНОМ и
Д, 2007, - 72 с.
2. Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.:
НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.01.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3537) 40-06-18

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».