Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 99 комбинированного вида «Домовенок» г. Орска» 462430 г. Орск, Оренбургская область ул. Добровольского д. 21 «А» тел. 8 (3537) 28-06-19 E-mail: orsk-mdou-99@yandex.ru Информация Об условиях охраны здоровья обучающихся в МДОАУ «Детский сад № 99 комбинированного вида «Домовёнок» г. Орска» В соответствии с ст.41 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года охрана здоровья обучающихся включает в себя: 1.Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья - Медицинское обслуживание воспитанников в образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинское обслуживание обучающихся МДОАУ «Детский сад № 99 «Домовенок» г.Орска»» обеспечивает детская городская поликлиника № 5 г. Орска на основании действующего договора. МДОАУ «Детский сад № 99 «Домовенок» обеспечено медицинской сестрой, имеющей среднее профессиональное медицинское образование, обеспечивающей оказание первичной медицинской помощи. Помещение медицинского кабинета состоит из трех блоков: кабинет приёма, процедурный, изолятор на 2 места. Медицинский кабинет оснащен оборудованием в полном объёме и соответствует СП 2.4.3648-20 2.Определение оптимальной учебной нагрузки, режима занятий и продолжительность каникул - для реализации данного направления разработаны: календарный график, учебный план и режимы дня на холодный и тёплый периоды. Указанные документы утверждены руководителем МДОАУ и являются обязательными к исполнению. В каждой возрастной группе в уголке информирования для родителей содержатся режимы дня и расписание образовательной деятельности. 3.Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда – данная задача решается в образовательной и самостоятельной деятельности детей. Правильная организация двигательного режима, режимных моментов позволяет педагогам МДОАУ «Детский сад № 99 «Домовенок» обучать обучающихся навыкам ЗОЖ. Двигательный режим организован следующим образом: утренняя гимнастика – ежедневно в зале или на улице (в зависимости от погодных условий); динамическая пауза – между занятиями; подвижные игры – ежедневно в зале или на улице, подобраны с учетом уровня двигательной активности детей; спортивные игры и спортивные упражнения – целенаправленное обучение не реже одного раза в неделю; индивидуальная работа по развитию движений – ежедневно во время нерегламентированной деятельности; гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами – ежедневно; занятия по физической культуре – 3 раза в неделю, из них 1 занятие в бассейне. У детей, посещающих занятия в бассейне есть разрешение от участкового педиатра. Все занятия по физической культуре подобраны с учетом уровня двигательной активности детей и возраста детей; осуществляется индивидуальнодифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовки и здоровья, половые особенности. самостоятельная двигательная деятельность – ежедневно под руководством воспитателей в помещении или на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей; физкультурно-массовые мероприятия: «День здоровья» - 1 раз в квартал; физкультурный досуг – 1-2 раза в месяц в помещении или на воздухе; физкультурно-спортивные праздники – 2 раза в год; дополнительные виды занятий: В каждой группе МДОАУ имеются «Центры здоровья», с необходимым набором спортивного инвентаря (мячи, дуги для подлезания, мешочки для метания, обручи, скакалки, маски для подвижных игр), «дорожки здоровья» для закаливания детского организма, также для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Также решению задачи по пропаганде и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда способствуют используемые педагогами методы и приёмы: объяснения, поощрения, упражнения. В качестве средств широко применяется наглядный материал по формированию ЗОЖ: «Самомассаж», «Профилактика гриппа и ОРВИ», «Режим дня». 4.Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом – Решая задачу совершенствования физкультурно-оздоровительной работы, был осуществлен поиск новых идей физического воспитания, в основу которых заложены подходы, базирующиеся на увеличении резервов здоровья детей, повышения их интереса к физической культуре и спорту. Для того чтобы компенсировать влияние экологического фактора на здоровье детей, для улучшения экологической ситуации в помещениях детского сада используются бактерицидные лампы. Созданная система оздоровления детей в учреждении способствует положительному физическому развитию воспитанников. В процессе реализации программы «Здоровье» отмечается положительная тенденция к снижению заболеваемости (уровень физического здоровья детей соответствует стандарту). Система закаливающих мероприятий разработана и периодически корректируется педагогами совместно с медицинским работником учреждения в соответствии с имеющимися условиями. Основной принцип - постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени процедуры. При осуществлении закаливания учитываются основные принципы: - закаливающее воздействие вписывается в каждый элемент режима дня; - закаливание осуществляется на фоне различной двигательной деятельности; - закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне. Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года на основе рекомендаций врача-педиатра, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. В МДОАУ «Детский сад № 99 «Домовенок» осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания: дневной сон без маек, организуемый в проветренных спальнях; гимнастика после сна; ходьба по массажным коврикам; полоскание полости рта кипяченой водой комнатной температуры, применяемое систематически после каждого приёма пищи и являющееся превосходным средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта; хождение босиком, способствующее поддержанию определённого тонуса сосудистой сети кожи стоп, играющей важную роль в терморегуляции; воздушные ванны в сочетании с гимнастикой, подвижными играми, беговыми упражнениями; умывание лица водой комнатной температуры; влажное обтирание рук, шеи, груди; игры с водой. В осенне-зимний период используются назально оксалиновая мазь, закаливание. Во всех возрастных группах разработаны комплексы оздоровительных мероприятий с учётом возрастных особенностей детей, которые включают в себя профилактические, физкультурно-оздоровительные, медикаментозные, закаливающие процедуры. В детском саду сложилась и действует комплексная система физкультурнооздоровительной работы, основными задачами которой являются: создание условий для радостной и содержательной жизни в детском саду; обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия; формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков; формирование физической и социальной готовности к обучению в школе; преодоление недостатков физического развития детей с нарушением речи; воспитание сознательного, внимательного отношения к своему здоровью, понимания и стремления к здоровому образу жизни. В МДОАУ разработаны: модель основного образования обучающихся МДОАУ в области физической культуры; комплексная система физкультурно-оздоровительной работы; схема осуществления индивидуального подхода в физкультурнооздоровительной работе. В каждой группе имеются списки детей с отметкой группы здоровья, часто болеющих, ведется «Журнал здоровья», в котором отмечаются: отклонения в состоянии здоровья детей, физкультурная группа, показатели физического развития, данные по итогам диагностики уровня физического развития, даются рекомендации специалистов. 5.Прохождение обучающимися периодических медосмотров и диспансеризации - для объективной оценки состояния здоровья детей и коррекции педагогической деятельности воспитателей по оздоровлению, ежегодно проводятся осмотры детей узкими специалистами: офтальмолог, хирург, отоларинголог, невропатолог, эндокринолог, стоматолог. Педиатр подводит итог осмотров, оценивает физическое, нервно-психическое развитие детей, определяет группу здоровья, затем составляет индивидуальный план оздоровления, даёт рекомендации родителям. Периодичность медосмотров и диспансеризации устанавливается соответствующим графиком детской поликлиникой № 5. 6.Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющую образовательную деятельность – В МДОАУ «Детский сад № 99 «Домовенок» созданы условия, соответствующие требованиям Госпожназора, Роспотребнадзора, охраны труды. Ежеквартально с обучающимися и сотрудниками МДОАУ «Детский сад № 99 «Домовенок» проводятся объектовые тренировки по эвакуации детей во время пожара или чрезвычайной ситуации. 7.Профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющую образовательную деятельность - реализация данного направления осуществляется в планомерной работе с педагогами МДОАУ «Детский сад № 99 «Домовенок» в различных формах работы: инструктаж, педагогические часы, педагогические советы, обучение навыкам оказания первичной помощи. В 2020 году 37 педагогов МДОАУ прошли обучение по программе «Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим (16 ч). 8.Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий в МДОАУ проводятся профилактические меры по снижению заболеваемости у детей: -специфическая профилактика: вакцинопрофилактика детей; -неспецифическая имуннопрофилактика (закаливание): прогулки, хождение босиком, использование массажных дорожек различной фактуры, витаминизация третьего блюда витамином С; фрукты, соки (по меню), проведение дыхательной гимнастики, воздушные ванны; -сопровождение адаптационного периода у вновь поступающих детей, после пропусков по болезни, отпуска родителей: соблюдение санитарно – эпидемиологических требований, щадящий режим, сокращение времени пребывания ребенка в МДОАУ, сокращение времени прогулки в холодный период; соблюдение режима дня; проведение санитарнопросветительской работы для родителей и воспитателей; -сезонная профилактика простудных заболеваний: использование лука и чеснока в рационе питании. В МДОАУ с детьми используются нетрадиционные формы организации физкультурно-оздоровительной работы: ритмическая гимнастика; дыхательная гимнастика (по методу А. Стрельниковой); гимнастика после дневного сна (по методу Н.Н. Ефименко); пальчиковая гимнастика; пассивно-активная гимнастика рук с использованием «руковички-ежика»; самомассаж точечный, ушных раковин, ключиц, груди, рук (по Л.А. Уманской); спортивные игры. Таким образом, комплексная система физкультурно-оздоровительной работы способствует оздоровлению детей, повышению медико-педагогических условий для физического развития ребенка. Дети легче адаптируются, а значит, направление работы МДОАУ и выработанная система деятельности педагогического коллектива оправдывает свое предназначение, позволяя нашим воспитанникам быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе к школьному обучению.